«Мы оценили обстоятельства, связанные с продажей древесины RMK, как это следует из аудиторского отчета Госконтроля, и, исходя из имеющейся у прокуратуры информации, посчитали, что оснований для возбуждения уголовного дела нет», — прокомментировал старший прокурор окружной прокуратуры по экономическим и коррупционным преступлениям Марек Соомаа.По словам Соомаа, для возбуждения уголовного дела необходимы мотив и основание. «Производство должно возбуждаться не с целью поиска состава преступления, а на основании первоначальной информации уже должно быть убеждение, что преступление было совершено», — пояснил Соомаа.
«Для того чтобы открыть производство, в отчете Государственного контроля уже должны быть конкретные признаки преступления. Прокуратура не видит оснований для возбуждения дела на основании изложенных в отчете фактов».
Нильс Семпельсон, руководитель Управления по борьбе с коррупционными преступлениями Центральной криминальной полиции, добавил: «Если у кого-то есть информация о возможных несправедливых контрактах или других преступлениях, сообщите об этом по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Полиция обязательно проверит все улики и совместно с прокуратурой примет решение о начале процедуры расследования».
Прокуратура поблагодарила Госконтроль за тщательную проверку. «Госконтроль проделал похвальную работу, проанализировав рабочие процессы RMK и выявив возможные узкие места и угрозы прозрачности и честности, — сказал Соомаа. — RMK было дано несколько рекомендаций о том, как снизить возможный риск коррупции. Крайне важно обратить на это внимание, и RMK также предпринял шаги для улучшения ситуации».
В ходе проверки Госконтроль неоднократно указывал на ряд нарушений со стороны должностных лиц RMK, также есть упоминания о связях с должностными лицами бывшего Министерства окружающей среды. Кроме того, выделены некоторые компании, которые больше всего выиграли от нарушений.
Сам Госконтроль не стал подавать заявление о возбуждении уголовного дела, мотивируя это тем, что ущерб государству или государственному коммерческому учреждению от договоров о сотрудничестве, заключенных без правового основания, могут оценить соответствующие учреждения на основании фактов, опубликованных в ходе проверки Госконтроля.
Действия, которые Госконтроль оценил как нарушение закона (продажа древесины ниже рыночной цены, незаконные тайные соглашения), в настоящее время анализируются Министерством климата. Прежде всего, министерство с помощью Минфина выяснит, оказывала ли RMK запрещенную государственную помощь при продаже древесины Graanul Invest и некоторым другим компаниям на основании незаконных негласных договоренностей.
Антти Тооминг, вице-канцлер Министерства климата, объяснил Postimees на прошлой неделе, что анализ займет время. «Тема государственной помощи — очень сложный вопрос, и оценка того, запрещена она или нет, требует очень системного подхода, — подчеркнул он. — Европейская комиссия установила разные критерии. Мы должны проанализировать их. Мы, конечно, сегодня не можем еще сказать, была ли это государственная помощь или нет».
Госконтролер Янар Холм подтвердил в интервью Postimees, что, по его мнению, RMK нарушил несколько статей закона. «RMK не смог показать нам, что древесина всегда продавалась по нормальной цене, — пояснил он. — Если древесный материал не продается по нормальной цене, это не соответствует закону».
По его мнению, незаконными также являются тайные соглашения с Graanul Invest и некоторыми другими компаниями.
По мнению Хольма, вопрос о том, запрещена ли государственная помощь, требует дополнительного анализа.
«Есть четыре характеристики, попадание под которые считается незаконной государственной помощью: она предполагает участие государственных средств; особый режим по сравнению с обычным; избирательное отношение к тому, кто получает доступ к специальному обращению; вред конкурентной ситуации. Если эти четыре аспекта присутствуют, то это незаконная государственная помощь, — пояснил Хольм. — Нет сомнения, что первые три признака имелись в случае специальных секретных соглашений. Теперь вопрос в том, повлияло ли это на конкурентную ситуацию или нет. Поставило ли это кого-то в худшее положение? Мы не проводили такого глубокого анализа, но можем опасаться, что да. В результате разницу придется доплатить. Обычно это делает компания, которой предъявляется претензия».
Глава RMK Микк Марран заявил в интервью Postimees, что, по его мнению, RMK не нарушил закон. «В ходе проверки Госконтроля я не нашел указаний на это», — сказал он.