Раск отметил, что если доклад прошлого года в основном рассматривал административное производство, позапрошлый – гражданское производство, то в этом году он хотел бы остановиться на уголовном производстве и, в первую очередь, на таком виде производства, как розыскная деятельность.
Мярт Раск подчеркнул, что государство обязано обеспечить беспрепятственное отправление правосудия. При взгляде на среднестатистические сроки судопроизводства можно утверждать, что в минувшем году судебная система первой инстанции, то есть уездные и административные суды, работала быстрее, чем в позапрошлом году. Сроки рассмотрения дел сократились за последние два года как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве, лишь в административных судах заметно некоторое удлинение сроков судопроизводства.
Сокращение длительности судебных производств обосновано, если это не повредит качеству судебного производства. В качестве причин продления сроков производства председатели судов в первую очередь назвали незанятые должности судей, розыск обвиняемых и ответчиков, процесс установления смерти ответчика или объявления его без вести пропавшим, длительные болезни участников процесса, проблемы с проведением экспертизы, приостановление производства по одному делу по причине ожидания вынесения решения по другому делу. Указанные причины не зависят от желаний судьи. К сожалению, есть и обстоятельства, зависящие от судей: легкомысленное перенесение судебных заседаний на более поздний срок или просто человеческие ошибки, – пояснил Раск. По его словам, и в 2012 году наблюдалась положительная тенденция: количество дел, по которым на конец года не было вынесено решение, стало стабильно снижаться. Больше остаётся лишь мелких правонарушений, но жалоб по этому виду производства в суд поступило больше, чем в прошлом году.
При рассмотрении вопросов, связанных с розыскной деятельностью, Раск отметил, что в Эстонии существует действенное и надежное судопроизводство конституционного надзора, которое позволяет любому в рамках конкретного судебного разбирательства обжаловать положения Уголовно-процессуального кодекса и Закона об учреждениях безопасности, чтобы проконтролировать их соответствие Конституции.
Чтобы правильно понимать тему, необходимо исходить из положения, что розыскная деятельность во всех своих формах является ограничением основных прав лица, находящегося в розыске.
Ущемление основных прав может быть оправдано лишь в случае, если это происходит для достижения легитимных целей, – согласно Конституции это может быть лишь предотвращение преступления или выяснение истины в ходе уголовного производства.
Выбор розыскной деятельности в качестве метода должен быть пропорционален и полностью соответствовать законам. Сбор доказательств и информации в ходе розыскной деятельности можно применять лишь в случаях, когда другие возможности исчерпаны. Из исключения не должно сложиться правила, и эту позицию должен суметь отстоять и суд путём выдачи разрешений на розыскную деятельность, – подчеркнул председатель Государственного суда.
При сравнении судебной системы и правосудия Эстонии с другими странами Раск отметил, что в Эстонии меньшее число судей работает в среднем быстрее и намного дешевле.