19.01.2016 Вторник

Пять лет с евро: пошли ли они на пользу Эстонии?

Введение в оборот евро, несомненно, имеет свои позитивные стороны, но развитие и стабильность экономики определяются, в первую очередь, значительным числом  иных факторов, в том числе, например, достаточным спросом (для Эстонии особенно важен экспорт) и экономической средой, поддерживающей предпринимательство.

Тыну Мертсина, главный экономист Swedbank в Эстонии
Тыну Мертсина, главный экономист Swedbank в Эстонии Фото: Swedbank

Исчезли затраты на конвертирование в евро и риск конвертирования валюты. В Эстонии влияние внешней торговли на экономику и ее удельный вес в ВВП высоки. Уже свыше половины внешней торговли мы ведем со странами еврозоны, и более 60% внешнеторговых сделок осуществляются в евро. Благодаря этому общая валюта, при которой отсутствуют затраты на конвертирование и риски конвертирования валюты и  которая предоставляет также возможность лучшего сравнения цен и делает куплю-продажу более удобной, очень необходима для нашей внешней торговли.

Возможность сравнения затрат на конвертирование и цен благоприятна и в путешествиях, чем полезна для туристического сектора. В то же время исчезновение  сделок по конвертированию, связанных с евро, уменьшило доходы предприятий, занимающихся обменом валюты.

С переходом на евро у нас исчез риск от изменения обменного курса валюты, что само по себе увеличивает стабильность для эстонских предприятий, частных лиц, а также для внешних инвесторов. Это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на приток инвестиций. В действительности до присоединения к еврозоне курс эстонской кроны уже был связан с евро. Но в то же время несколько раз поднимался вопрос о необходимости девальвации кроны.

Могла бы Эстония использовать плавающий обменный курс, применить совершенно самостоятельную финансовую политику и при необходимости улучшить свою конкурентоспособность путем изменения обменного курса валюты – это тема для отдельного разговора. В Эстонии доля иностранных прямых инвестиций в составе ВВП была относительно высокой, заметно более высокой, чем, например, в Латвии и Литве. Рост внешних инвестиций в последние годы, правда, замедлился, но он все же заметно выше, чем номинальный рост нашей экономики. Переход на евро, конечно, поддержал заинтересованность внешних инвесторов в Эстонии, но их все же привлекают, главным образом, благоприятная предпринимательская среда, возможность зарабатывать здесь деньги и, разумеется, надежные экономические и политические перспективы

Само по себе принятие в оборот евро не повлекло за собой большого роста цен, которого все боялись. Однократное влияние во время перехода на евро и в следующий непосредственно за этим период осталось в границах приблизительно 0,2-0,3 процентного пункта. Правда, по отдельным товарам и услугам ценовой рост был существенно большим.

В 2011 году вместе с принятием  в оборот евро инфляция в Эстонии действительно ускорилась, но это произошло, прежде всего, под давлением роста цен на мировом рынке пищевых продуктов. В последующие годы рост цен, однако, под влиянием падения цен на мировом рынке сырья, в первую очередь цен на нефть, уверенно замедлился, а в последние два года мы и вовсе находились в периоде дефляции.

Участие в евросистеме принесло для Эстонии различные обязанности и возможности. В качестве государства еврозоны Эстония может принять участие в ее финансовой политике. Также Эстония участвует в Европейском механизме стабильности, а этому сопутствуют и финансовые обязанности. Это помогает смягчить риски пребывания в еврозоне, в том числе стоящие перед Эстонией возможные кризисы, а также поддерживает финансовую стабильность.

Принадлежность к евросистеме повлекла за собой для нас обязанность следования различным общим интересам и принципам солидарности, невзирая на то, полезны ли они для нас непосредственно или нет. Как известно, в соответствии с начатой в минувшем году Европейским центральным банком программой покупки активов Банк Эстонии обязан купить в числе прочего также государственные облигации. Смысл этой программы покупки имущества, как задумывалось, состоит в стимулировании экономической активности и роста цен.
Поскольку у Эстонии нет вышеназванных ценных бумаг, то покупаются, главным образом, облигации международных институций, то есть деньги уходят из Эстонии, и непосредственной пользы мы от этого не получаем. Банк Эстонии может, конечно, купить также и облигации Elering, но их объем невелик и общеэкономическое влияние маргинальное.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!