Как сообщил в представленном в понедельник обзоре приграничной торговли Институт конъюнктуры, в значительном объеме приграничная торговля с Латвией началась в 2016 году как следствие состоявшегося в феврале 2015 года повышения акцизов на 15%.
"Нынешняя акцизная политика Эстонии потерпела неудачу, рост акцизов был настолько велик, что налоговые поступления оказались меньше прогнозов", - сообщила в понедельник на пресс-конференции в Таллинне директор Института конъюнктуры Марье Йозинг.
По словам Йозинг, нынешняя акцизная политика, с помощью которой правительство пытается повышением акцизов залатать прорехи в бюджете, свидетельствует о мышлении на короткую перспективу.
"В поступлении акцизных налогов в 2017 году мы оказались на уровне 2015 года. Акцизов поступает как раз столько и, к сожалению, это нельзя обосновать снижением потребления", - сказала Йозинг.
По ее словам, серьезной проблемой остаются также ранее сделанные запасы алкоголя, что не дает сразу объективно оценить, как повышение акциза влияет на потребление и на приграничную торговлю.
Как отмечает в своем обзоре Институт конъюнктуры, приграничная торговля не ограничивается больше продажей алкоголя, в растущем объеме к нему добавились другие подакцизные товары и прочие продукты и товары. По оценке института, государство своей непродуманной деятельностью привело к значительному снижению налоговых поступлений, чего можно было избежать.
В 2017 году заметно увеличился объем приграничной торговли - увеличилось количество людей, покупающих алкоголь в Латвии, выросли объемы покупок и расходов, частота посещения Латвии и расширилась номенклатура приобретаемых товаров. Возросли и объемы домашних запасов алкоголя.
Большая разница в ценах в Эстонии и Латвии связана со ставками акцизов. По словам Йозинг, более высокие цены в Эстонии частично объясняются и наценкой, на которую, в свою очередь влияет и более высокий уровень заработной платы в Эстонии.
По первоначальным данным, объем привезенного из Латвии в 2017 году алкоголя в абсолютном алкоголе был почти в три раза больше, чем в 2016 году. В 2017 году 35% опрошенных жителей Эстонии сообщили, что они привезли алкоголь из Латвии. В 2015 году этот же показатель был ощутимо ниже - 21%.
"Мы пришли к тому, что более одной трети взрослого населения Эстонии покупает алкоголь в Латвии", - признала Йозинг.
В соответствии с составленным Институтом конъюнктуры портретом покупателя алкоголя в Латвии, это мужчина, эстонец, средний возраст которого составляет от 30 до 49 лет, имеет доход выше среднего и невысокий образовательный ценз.
Доля лиц, специально отправляющихся в Латвию покупать алкоголь, за год увеличилось более чем в 2,5 раза. Если в 2016 году специально за алкоголем ехали в Латвию 7% опрошенных, то к 2017 году этот показатель вырос до 18%.
"На самом деле расширился и ареал, куда ездят за покупками. Выросло количество и тех, кто приезжает, например, из Северной Эстонии", - отметила Йозинг.
Больше всего специально ездят в Латвию покупать алкоголь жители Западной Эстонии (26% опрошенных едут туда специально и 19% едут попутно). Меньше всего в Латвию за алкоголем в прошлом году ездили жители Северо-Востока Эстонии (1 и 3% соответственно).
Из числа жителей Южной Эстонии 30% опрошенных ездят в Латвию за алкоголем проездом и 24% специально. Из Центральной Эстонии проездом в Латвию едут 21% и специально 11%; из Северной Эстонии - 21% проездом и 19% специально.