В одной из статей вы высказывали мнение о том, что участие в благотворительности могло бы быть проще. Надо ли упростить оказание благотворительной помощи, так сказать, до одного нажатия на кнопку?
Я считаю, что люди по своей сути склонны к благотворительности, мы хотим делать добро. Но, к сожалению, естественными свойствами человека являются также лень и потребность в комфорте.
Таким образом, если мы, например, думаем о своем бизнесе, то постоянно действуем во имя того, чтобы быть по возможности более дружелюбными к клиентам и как можно больше упростить для клиента все сделки, – точно так же необходимо действовать и в отношении благотворительности. Нам нет смысла спрашивать, почему люди не занимаются благотворительностью, пока для этого не создано достаточно простых и удобных возможностей.
Для решения этой проблемы вы предложили включить благотворительность в услуги.
Я достаточно часто соприкасаюсь с ситуациями, где, с одной стороны, благотворительность всячески приветствуется, однако когда мы пытаемся сделать добро на самом деле, то на пути встают всякого рода отговорки и бюрократические препятствия. В своей статье я и хотел показать, что эти бюрократические препятствия или выдуманы, или являются плодом неспособности предприятия к действию. На самом деле их не существует.
О каких препятствиях чаще всего говорят?
В качестве препятствий прежде всего приводятся две вещи: налоги и коррупционный риск. Я просил компании, которые выплачивают гонорар за статью или вознаграждение за выступление на конференции, о том, чтобы они платили не мне, а переводили деньги напрямую в какую-нибудь благотворительную организацию. В ответ же слышал, что Налогово-таможенный департамент этого не разрешает, эти деньги надо декларировать, иначе создается очень опасная ситуация в плане коррупции, а потому им проще перевести деньги мне, после чего я уже смогу, в свою очередь, произвести оплату нуждающимся в помощи.
К сожалению, зачастую мы сами уже не осуществляем следующий платеж нуждающимся в помощи. Я уверен, что многие делали бы существенно больше пожертвований, если бы данный процесс был удобно организован.
Сколько бюрократических препятствий существует на самом деле?
На самом деле у компании не возникает никакой дополнительной налоговой нагрузки из-за того, что она производит выплату не лицу, которое действительно правомерно ее получить, а благотворительной организации, выбранной данным лицом. Какой-либо дополнительной налоговой нагрузки такое действие не создает, а влияет только на внутренние процессы самой компании, которые следует немного изменить.
Например, при заключении договора с автором или лектором в лицензионном или авторском договорах мог бы отдельно указываться пункт, согласно которому устанавливается – желает ли автор получить вознаграждение лично или хочет направить эту сумму в какую-нибудь благотворительную организацию.
По вашим словам, вторым серьезным препятствием является страх коррупции. Насколько он оправдан?
На самом деле люди боятся, что они будут оказывать услугу, а деньги получит кто-то другой. Часто подозревают, что за всем этим должна стоять какая-то сложная хитрая схема.
Но если мы подумаем об обычных суммах, которые выплачиваются за какую-нибудь статью или выступление, то обычно они находятся в пределах 100 евро. Эти суммы не настолько велики, чтобы бояться какой-то сложной схемы. Если все прозрачно и обоснованно, а организации, получающие деньги, внесены в список некоммерческих объединений с налоговыми льготами, то и у государства есть контроль. Я не вижу в этом никакого коррупционного риска. Поэтому считаю, что пожертвования в свои услуги могли бы включить именно такие поставщики услуг или продавцы товара, которые общаются с конечным потребителем, физическим лицом.
На рынке уже давно имеются возможности для простой благотворительности, например, постоянные платежи через банк, с помощью которых можно ежемесячно жертвовать деньги. Не достаточно ли таких возможностей?
Я не хочу, чтобы прозвучало плохо, но это на самом деле довольно примитивные решения. Естественно, если у человека есть свободные денежные средства, он может по собственному усмотрению перевести их куда угодно. Такие возможности существуют годами, и определенное количество людей их регулярно использует, но они не расширяют и не развивают благотворительность на рынке.