"Прокуратура должна быть независимой при выполнении своих функций, вытекающих из закона", - подтвердил председатель Адвокатуры Эстонии Ирби Юрген. "Только полтически независимая прокуратура гарантирует справедливое правосудие".По словам Юргена, независимость прокуратуры может быть поставлена под сомнение только в том случае, если для этого есть очень веские аргументы. "В Эстонии было несколько резонансных уголовных дел, где звучали упреки в политической предвзятости следствия и обвинения", - сказал Юрген. "Но никогда ранее независимая прокуратура сама не признавалась, что чувствует вмешательство в свою работу".
Адвокатура обращает внимание на примечательную темпоральную связь упреков: они были озвучены, когда руководителю прокуратуры предъявили претензии к его работе.
Ни общественность, ни адвокаты практически не имеют возможности получить информацию о том, были ли попытки оказать влияние на следствие и кто именно их предпринимал. В сложных и резонансных уголовных делах, помимо следователя, всегда участвуют лица, чьи попытки воздействия не оставляют никаких следов в материалах дела. Как правило, это были непосредственный руководитель следователя, руководитель среднего или высшего звена следственного органа, прокурор, занимающий более высокое положение в иерархии прокуратуры. Юрген подчеркивает, что такая координация и направление расследования в общем случае приемлемы, хотя и в этих ситуациях конкретный следователь может быть таким образом подвержен влиянию, что ставит под сомнение полноту, объективность и непредвзятость расследования.
"В такие времена, как сейчас, когда общество поляризовано как никогда, к доверию между гражданином и государством нужно относиться с особой осторожностью", - подчеркнул Юрген. "Любое разочарование или просто повод для сомнений в том, что государство действует в рамках закона, может в критический момент иметь фатальные последствия".
Юрген констатирует, что, независимо от того, чем завершится или кто прав в конфликте между министром юстиции и генеральным прокурором, урон доверии к правовому государству уже нанесен. "Его восстановление - это задача Эстонского государства, а не конкретного министра или чиновника", - подтвердил Юрген.