Несмотря на то, что в сравнении с 2009 годом первичных диагнозов ставится меньше, в более молодой возрастной группе (18–24), напротив, наблюдается тенденция к росту. «Снижение первичных диагнозов, конечно, позитивно, однако тот факт, что у значительного процента пациентов сразу диагностируют умеренную или тяжелую депрессию, вызывает беспокойство. В таких случаях доступность своевременной компетентной медицинской помощи особенно важна для предотвращения усугубления расстройства и суицидального поведения», – сказала консультировавшая по вопросу исследования заведующая отделением Психиатрической клиники Северо-Эстонской Региональной больницы доктор Юлле Выхма.
Ежегодно тяжелая депрессия диагностируется у нескольких сотен человек
От терапевтически резистентной, или устойчивой к лечению депрессии в Эстонии страдают около 4,2% пациентов, получающих лечение, но среди молодежи доля таких пациентов существенно выше – 7,6%. Сопоставив выявленную в ходе исследования частоту возникновения терапевтически резистентной депрессии со всей популяцией пациентов с диагнозом «депрессивное расстройство», мы сможем заключить, что приблизительное совокупное число таких пациентов в год составляет 370 человек. Количество пациентов с депрессией, получающих неотложную психиатрическую помощь, в т. ч. по причине самоповреждения, за период исследования выросло вдвое. «Главным поводом для беспокойства является именно то, что многие люди не умеют распознать симптомы депрессии и не хотят обращаться за помощью или не умеют сделать это своевременно. В таких случаях заболевание усугубляется, хуже поддается лечению, вырастает риск суицида», – объяснила доктор Выхма.Из всех самоубийств, имевших место в период 2009–2019 гг., 13,5% были совершены пациентами с диагностированной депрессией. «Естественно, человеческую трагедию сложно исчислить деньгами, однако с учетом того, что в 2019 году самоубийство совершили 49 пациентов с диагнозом «депрессивное расстройство», определенный на основании международных методик вычисления статистической стоимости жизни ущерб от непрожитых лет, включающий как экономический ущерб, так и потерянное благосостояние, пришлось бы измерять в десятках миллионов евро», – сказал Стен Анспал, старший аналитик проводившей исследование компании Centar.
По мере усугубления заболевания лечение становится сложнее, а расходы возрастают в разы
Исследование терапевтически резистентной депрессии, впервые проведенное в Эстонии, подтверждает, что, без своевременного вмешательства и по мере усугубления заболевания, затраты государства вырастают в несколько раз.В 2019 году совокупные государственные расходы на пациентов с диагностированной депрессией, получивших достаточное лечение*, составили около 27 миллионов евро. Реальные же годовые затраты существенно выше, поскольку исследование рассматривало только группу, получившую достаточное лечение, и пациентов, получивших первичный диагноз в период 2009–2019 гг. Расходы на пациента с устойчивой к лечению депрессией вдвое выше в сравнении с пациентом с формой депрессии, не являющейся терапевтически резистентной. «Таким образом, не только с точки зрения человечности, но и в непосредственных интересах государства то, чтобы мы могли своевременно предлагать необходимую помощь людям, страдающим депрессией», – подчеркнула доктор Выхма.
Исследование проведено Centar по заказу Janssen Eesti (эстонского филиала Johnson&Johnson), а его цель заключалась в получении обзора распространенности терапевтически резистентной депрессии и связанной с этим частой совершения самоубийств в Эстонии, а также в выполнении анализа экономического влияния депрессии. В исследовании рассматривался период с 2009 по 2019 год.
* Достаточным лечением в исследовании считается, если пациент получал лекарственную терапию в течение минимум 6 недель или получил не менее двух терапевтических сессий в течение 31 дня.