Рийгикогу обсудил возможности усовершенствования законотворчества

на заседании во вторник министр юстиции Андрес Анвельт выступил перед Рийгикогу с докладом о реализации "Направлений развития правовой политики до 2018 года". Доклад включал в себя обзор направлений развития правовой политики, аналитических исследований по оптимизации процесса законотворчества и мер по привлечению общества к этому процессу.
Андрес Анвельт, министр юстиции
Андрес Анвельт, министр юстиции Фото: PM

"В этом году при рассмотрении представленных правительством законопроектов мы впервые применяем новые правила, направленные на обеспечение законотворчества, основанного на научной работе и привлечении общества к процессу", – сказал Анвельт. "Согласно новому порядку, перед тем, как приступить к разработке инициированного правительством законопроекта, необходимо представить предложение о законопроекте, то есть провести первичный анализ влияния нового правового акта. Если выяснится, что влияние законопроекта будет значительным, будет запланировано осуществление более подробного анализа влияния".

Министр юстиции отметил, что если в 2013 году было представлено 14 предложений о выработке законопроекта, за первые 7 месяцев этого года количество предложений уже достигло 13. "К сожалению, предложения о выработке законопроектов были представлены в случае лишь пятой части законопроектов, подготовленных за минувшие 7 месяцев", – добавил он. "Очевидно, что составление предложений по всем законопроектам не является разумным или возможным. Например, в случае принятия директив Европейского союза государства-члены не имеют права усмотрения, а значит не имеет смысла и согласовывать варианты решения. В то же время, исключений было более чем достаточно и улучшения всегда приветствуются".

Анвельт отметил, что за последние годы в значительной мере повысилось качество выработки предложений. Это касается как формулирования проблем и целей, так и определения степени влияния. В то же время он подчеркнул, что анализу влияния при создании законопроектов необходимо уделять больше внимания. "Лишь в половине случаев, где было выявлено значительное влияние, в дальнейшем был проведен более подробный анализ", – сказал Анвельт. По его словам, наибольшую обеспокоенность вызывает тот факт, что предложения, сделанные по итогам анализа влияния, не учитываются по причине ограниченности во времени или недостаточно гибкого подхода.

"К сожалению, на сегодняшний момент не была проведена ни одна последующая оценка влияния, необходимая для того, чтобы определить, были ли достигнуты поставленные законопроектом цели, – сказал Анвельт, – При этом именно последующая оценка является одним из дальнейших шагов развития правовой политики".

Министр юстиции также подчеркнул важность привлечения общества к процессу законотворчества. "Привлекая лиц, чьи интересы затрагиваются законопроектом непосредственно, мы привнесем в законодательный процесс новые идеи и сможем найти альтернативы, предложить которые способны лишь люди, лично задействованные в той или иной сфере", – сказал министр юстиции.

В прениях выступили Неэме Суур, Михаил Корб, Игорь Грязин и Марко Померанц.

Неэме Суур отметил, что примерно четверть законодательных инициатив поступает непосредственно от Рийгикогу. Таким образом, соблюдение принципов правовой политики актуально и в случае инициатив, представленных самим Рийгикогу. "Мне кажется, что именно в последние месяцы общественность осознала важность работы комиссий Рийгикогу, – сказал он и добавил: – Тем важнее прозрачность организации работы комиссий. В случае резонансных проектов в особенности крайне важно выслушивать и учитывать мнения целевых и заинтересованных групп. Это в равной мере касается инициатив, представленных Рийгикогу и правительством".

Суур также поднял вопрос о том, является ли достаточным срок представления поправок к законопроектам, который обычно составляет 10 дней. "Предложения о поправках являются именно тем механизмом, благодаря которому фракции и члены Рийгикогу могут внести свой вклад в формирование законопроекта и повышение его качества, – отметил он, – Организации и лица за пределами Рийгикогу могут принять участие в создании законопроекта, представив свои предложения о поправках ответственной комиссии напрямую или через фракции или членов Рийгикогу. Лично я считаю, что мы могли бы рассмотреть возможность продления действующего срока для представления предложений о поправках. Срок вступления законов в силу во многом зависит от характера законопроекта и количества связанных с ним процедур. При большом количестве процедур, связанных с претворением законопроекта в жизнь, целесообразно увеличение крайнего срока вступления закона в силу".

В своем выступлении Михаил Корб привел три примера законодательных изменений, ставших предметом общественной критики: смягчающий запрет на потребление алкоголя в общественных местах Закон об охране порядка, система взыскания алиментов и находящийся в производстве Рийгикогу проект Закона о компенсациях за ущерб, причиненный в ходе обвинительного производства.

Игорь Грязин перечислил сферы, в которых законодательство по его оценке еще недостаточно развито. "В первую очередь, несмотря на наши оптимистичные отчеты, в сфере предпринимательства ситуация далека от идеальной, – отметил он, – Во-вторых, это проблемы в сфере конкуренции, как мы сейчас видим на примере организации конкурса на услуги паромного сообщения. В-третьих, юридический статус и регулирование государственных предприятий: например, паромы, а также Eesti Energia".

Грязин также отметил, что Эстонии необходим Закон о лоббировании и о праве на лоббирование. "Проблема с заинтересованными группами заключается в том, что у нас отсутствует один важный закон, а именно – Закон о лоббировании и о праве на лоббирование, который регулировал бы способы обращения специальных, в том числе инициативных и заинтересованных групп к депутатам, не опасаясь навешивания журналистами ярлыков", – сказал он. "Я хотел бы подчеркнуть, что в действительности лоббистские группы представляют интересы избирателей. Ситуация, в которой избиратели в лице лоббистских групп не могут обратиться к представляющему их интересы депутату, равно как и признание подобного обращения коррупционным, не является нормальным".

По оценке Марко Померанца ситуация в сфере законотворчества в Эстонии в общем удовлетворительна. "Такие сигналы к действию поступают в случае рассмотрения конкретного закона или законопроекта", – добавил он. Померанц отметил, что практика добросовестного законотворчества не была соблюдена, например, при принятии Закона о сожительстве.

"Анализ влияния, несомненно, является ключевым. В то же время я возьму на себя смелость утверждать, что пояснительная записка может включать в себя самые разные виды влияния. Министр юстиции сегодня также говорил о том, как его законопроект был направлен правовой комиссии", – сказал Померанц. "Это также касается процентной ставки по быстрым кредитам – вчера мы обсуждали этот вопрос. Могу сказать, что нет никакого четкого понимания, насколько большого количества людей в действительности коснется введение предельного размера процентной ставки по кредиту".

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!