21.11.2024 Четверг

Союз пищевой промышленности: ничего не способствует снижению цен на продукты питания в следующем году

На пресс-конференции, организованной Союзом пищевой промышленности, представители пищевых предприятий и торговли отметили, что на цены на продукты питания в следующем году будут влиять самые высокие в регионе цены на энергию, растущие затраты на рабочую силу из-за давления заработных плат, повышение цен на сырье на мировом рынке, а также новые налоги и повышение существующих.  
Союз пищевой промышленности: ничего не способствует снижению цен на продукты питания в следующем году
Союз пищевой промышленности: ничего не способствует снижению цен на продукты питания в следующем году Фото: RUP

Цены на продукты питания в Эстонии растут быстрее, чем в других странах Европейского союза. По сравнению с августом 2021 года цены на продукты в Эстонии выросли на 40%, и, по данным Союза пищевой промышленности, ни один из факторов не способствует стабилизации цен и в следующем году.  

«Как пищевая промышленность, так и торговля работают сегодня в очень нестабильной экономической среде, и, к сожалению, все повышения налогов и введение новых налогов отражаются на ценах на продукты питания», – отметила руководитель Союза пищевой промышленности Сирье Потиссепп. «Мы видим, что цены на сырье на мировом рынке продолжают расти – существует глобальная нехватка продовольствия, новые болезни в растениеводстве и животноводстве, а также изменения климата усугубляют дефицит сырья. Учитывая рост цен на все товары и услуги в Эстонии, это влечет за собой рост зарплатного давления и затрат на рабочую силу, что также отражается на ценах на продукты», – добавила она.  

Потиссепп указала, что новые требования Европейского союза, а также местные решения требуют от пищевых предприятий значительных инвестиций, особенно в рамках перехода к экологически чистому производству. Одно из ближайших крупных изменений связано с реформой обращения с отходами. Хотя от намеченного пакета налогов отказались, реформа все равно приведет к дополнительным обязанностям для упаковочных компаний, например, к увеличению затрат на сбор упаковочных отходов и расширение системы раздельного сбора.  

Высокие цены на продукты питания в Эстонии также поддерживаются самыми высокими в регионе ценами на энергию, поскольку весь пищевой сектор, начиная с производителей и заканчивая торговлей, является энергоемким. «При этом предприятия пищевой промышленности не спешат поддерживать снижение ставки НДС на продукты питания, которая в следующем году станет второй по величине в Европейском союзе. Во-первых, нет уверенности, что снижение НДС отразится на конечных ценах. Во-вторых, снижение НДС на продукты приведет к дефициту бюджета, который, вероятно, будет компенсирован введением новых налогов или обязательств, чего мы не хотим», – пояснила Потиссепп.  

По словам председателя правления Maag Food Сильвера Каури, давление на цены на мясо сохраняется по вышеуказанным причинам, а также из-за роста мирового потребления мяса, что увеличивает его стоимость. «В Эстонии потребление мяса немного снижается, но стоит учитывать, что уровень самодостаточности страны не покрывает потребности жителей. Для свинины он составляет 77%, а для курятины – 61%. При этом свинина все чаще заменяется курятиной. Однако самодостаточность остается проблемой, так как в условиях кризисов, как показал COVID, границы закрываются, и свободный рынок больше не работает», – отметил Каури.  

Глава Leibur Отт Неэме заявил, что продажи хлеба и булочек начали восстанавливаться, но будущие налоговые повышения могут негативно сказаться на потребительских предпочтениях.  

По мнению председателя правления Nordic Milk Ыло Кивине, 2024 год был стабильным для молочной промышленности, но пока нет уверенности в том, что то же самое можно сказать о 2025 годе. «Цены на молочный жир на мировом рынке растут, что может повлиять на стоимость молочных продуктов в Эстонии. Хотя производство сырого молока в Эстонии превышает внутреннее потребление, рост цен на мировом рынке оказывает прямое влияние на его стоимость у нас», – объяснил он.  

Представители как пищевой промышленности, так и торговли отметили, что уровень уверенности потребителей сейчас на рекордно низком уровне, что привело к снижению объемов продаж и маржи прибыли. «Сегодня нет признаков улучшения уверенности потребителей в следующем году. Доля акционных товаров в корзине покупок выросла с 30% до более чем 50%», – сказала директор Selver Кристи Ломп. «Лояльности потребителей больше нет – покупатели тщательно выбирают, где, что и по какой цене покупать. Исследования показывают, что в месяц потребители посещают 4–5 различных торговых сетей», – добавила она.  

По словам главы A. Le Coq Яануса Виханди, повышение акцизов на алкоголь приведет к росту приграничной торговли и доли нелегального алкоголя. «За первые восемь месяцев этого года из-за повышения акцизов на алкоголь было задекларировано на 21 миллион евро меньше, чем в прошлом году. Если Латвия продолжит план по увеличению акциза, в Эстонии ставка акциза на пиво будет на 82% выше, что усилит приграничную торговлю с Латвией и снизит поступления от акцизов», – отметил он.  

Виханди также подчеркнул, что цены на соки, такие как апельсиновый, значительно выросли из-за болезней растений и изменений климата. «Цены на апельсиновый сок, например, выросли в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом. Недавние наводнения в Испании и распространение болезней растений продолжат увеличивать стоимость апельсинов и других фруктов», – подытожил он.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!