Авторы запроса сослались на решение коллегии Государственного суда по конституционному надзору, согласно которому неожиданное повышение плат за природопользование со стороны правительства противоречит Конституции, и по этой причине в этом году государство недополучит около 12 миллионов евро.
Авторы запроса хотели знать, каким образом планируется закрыть дыру в бюджете. Согласно пояснениям Ансипа в 2009 году правительство в ситуации экономического кризиса установило сильно заниженную плату за природопользование. Размер платы был зафиксирован по годам до 2015 года.
"После того, как канцлер юстиции сделал замечание, был проведен дополнительный анализ, и изменения были признаны соответствующими Конституции", – сказал Ансип. Государственный суд посчитал, что поднятие оспариваемой платы является подходящим и необходимым средством, которое побудит предприятия бережно обращаться с природными ресурсами и повысит доходы в государственный бюджет. Авторы запроса отметили, что в октябре 2012 года постановлением № 83 правительство приняло решение изменить размер платы, повысив ее быстрее и на бóльшую сумму, чем было запланировано в 2009 году. По мнению Государственного суда, важно было, что на правительственном уровне до 2015 года было установлено постепенное ежегодное увеличение платы за природопользование. Таким образом, у предприятий были определенные оправданные ожидания.
Ансип сказал, что 18 декабря, выступая перед Рийгикогу, он отметил, что несмотря на заметный рост ставки платы за природопользование добыча ископаемых также стала намного интенсивнее. Премьер-министр отметил, что если рост продолжится в том же темпе, то добыча ископаемых по большей части покроет и доход, недополученный в связи со снижением тарифа. Ансип пояснил, что получить достоверную информацию о поступлениях в государственный бюджет в 2014 году можно будет лишь в конце года, и лишь тогда можно будет оценить, находится ли бюджет в дефиците или профиците. В случае, если поступления будут меньше ожидаемых, может возникнуть необходимость воспользоваться государственным резервом, – сказал премьер-министр. Ансип отметил, что поднятие размера платы за природопользование должно стимулировать предприятия более бережно обращаться с природными ресурсами. Помимо этого, добыча ископаемых и откачивание воды наносят серьезный вред, который необходимо компенсировать государству и местным жителям. Идеей при назначении платы за природопользование было заставить лицо, загрязняющее окружающую среду, заплатить за нанесенный вред, а не перекладывать задачу по возмещению ущерба на чужие плечи.