«Налог с оборота на продукты питания в Эстонии уже существенно выше, чем в большей части стран Европейского союза. Таким образом, для влияния на потребительские привычки граждан разумнее было бы применять налоговые льготы, чтобы определенные продукты были для потребителя дешевле прежнего», - сказала исполнительный директор Союза торговых предприятий Рийн Сави.
По словам Сави, сейчас сложно сказать, каким образом в результате введения нового налога вырастут цены на продукты питания в целом, поскольку это зависит от ряда факторов, информация о которых на данный момент отсутствует. «Сейчас нет точной информации о тех налогово-политических мерах, которые имеет в виду министр Осиновский», - сказала она, добавив, что налоговая и ценовая политика может по-разному влиять на потребительские и покупательские предпочтения, посредством налоговых льгот или дополнительного налогообложения. Что касается влияния дополнительного налога на цены продуктов питания в целом, многое зависит от того, будет ли облагаться налогом группа товаров (например, прохладительные напитки) или конкретные содержащиеся в продуктах питания вещества (например, сахар). Международный опыт показал, что во многих странах (Дании и Финляндии в том числе), где определенные группы продуктов питания облагались дополнительным налогом в целях политики здоровья, он был со временем отменен, поскольку выяснилось, что дополнительный налог существенно ограничивает конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынке.
Эстонский союз пищевой промышленности заявил, что нельзя обложить налогом выборочно тот или иной продукт, и налог на сахар, соль или жир означал бы, что подорожают все продукты повседневного рациона — молочные продукты, хлеб, пекарские изделия.
На прошлой неделе министр здоровья и труда Евгений Осиновский заявил, что как вариант в зеленой книге рассматривается возможность введения налогов на некоторые продукты питания, а также ограничения рекламы заведомо нездоровых пищевых продуктов. В то же время, министр отметил, что упомянутые новшества пока находятся на стадии обсуждения и анализа и каких-либо конкретных решений по ним еще не принято.