11.05.2022 Среда

Тыну Мертсина: ожидания роста экспорта остаются на «предпандемийном» уровне

По оценке главного экономиста Swedbank Тыну Мертсина, ожидания роста экспорта ЕС в целом ухудшились во втором квартале, но находятся примерно на том же уровне, что и два года назад, незадолго до пандемии. Однако, как и в Эстонии, уверенность бизнеса в экспортных заказах остаётся очень сильной — об этом он сообщил в переданном BNS комментарии.
Тыну Мертсина: ожидания роста экспорта остаются на «предпандемийном» уровне
Тыну Мертсина: ожидания роста экспорта остаются на «предпандемийном» уровне Фото: RUP

«В марте экспорт товаров из Эстонии увеличился на 35%, в том числе товаров эстонского происхождения – на 29%. При этом произошёл сильный рост реэкспорта. В первом квартале экспорт товаров, эстонского происхождения увеличился почти на четверть. Хотя экспортные цены в марте выросли на 24%, по предварительным оценкам, объём экспорта товаров эстонского происхождения увеличился умеренно», - пояснил Мертсина.

Почти треть прироста экспорта товаров эстонского происхождения в марте пришлась на минеральное топливо и масла. «Если к этому добавить высокий рост экспорта древесины и изделий из неё, то доля этих двух групп товаров в общем росте экспорта достигла 46%. Однако, поскольку экспортные цены на обе группы товаров росли очень быстро, предварительные расчёты показали, что по объёмам товаров фактически произошло падение», - сказал аналитик.

По странам в марте экспорт товаров эстонского происхождения больше всего увеличился в Грецию и Египет, на долю которых пришлось 30% общего роста экспорта. Помимо этих двух стран, экспорт больше увеличился в США, Нидерланды, Финляндию и Швецию. На эти шесть стран пришлось более трёх четвертей общего роста экспорта. Рост экспорта в Грецию и Египет произошёл в основном за счёт минерального топлива и масел.

«Включая реэкспорт, экспорт в Россию упал на 15% в текущих ценах, а экспорт товаров эстонского происхождения – на целую треть. Доля России в общем экспорте товаров также снизилась – до 3% с учётом реэкспорта и всего до 1,1% в экспорте товаров эстонского происхождения. В связи с введёнными санкциями ожидается дальнейшее снижение экспорта в Россию и его доли в общем объёме экспорта», - предположил Мертсина. 

Эстонские компании, скорее всего, приостановят или прекратят большую часть своего экспорта в Россию, но постепенно переориентируют его на другие рынки. Однако конкуренция в поиске новых рынков будет возрастать, поскольку многие страны в ближайшем будущем переориентируют часть своей торговли.

«Импорт товаров в марте вырос на 31%, но, как и в случае с экспортом, это было обусловлено сильным ростом цен на импорт. При росте цен на импорт на 27% в марте, по предварительным оценкам, объём импорта товаров в марте увеличился всего на несколько процентных пунктов. Наибольшее увеличение импорта в марте произошло из Финляндии (в основном электроэнергия), Литвы (моторное топливо) и России (минеральное топливо)», - продолжил Мертсина.

Более половины товаров, импортируемых из России, составляют минеральное топливо и масла. «Хотя эта группа товаров также очень быстро росла в текущих ценах, ещё более сильный рост цен означал, что в марте объёмы импорта в постоянных ценах снизились, и общий рост в первом квартале был довольно скромным», - указал он.

«Почти 39% всех минеральных топлив и масел, импортируемых в Эстонию, поступает из России. На удобрения приходится 62%, неорганические химикаты – 42%, на древесину и изделия из неё – 36%, на железо и сталь – 28%. Необходимо также учитывать транзит, особенно для удобрений и минерального топлива и масел», - подчеркнул Мертсина

По его оценке, потребуется некоторое время, чтобы многие из этих товаров были заменены товарами из других стран. Перебои в импорте этих товаров сильнее всего ударят по строительной, лесной, транспортной и сельскохозяйственной отраслям Эстонии, а также окажут негативное влияние на экономику страны в целом.

«Ожидания роста экспорта промышленных предприятий Эстонии в ближайшие месяцы в этом году снизились, но такого падения, как два года назад во время "коронавирусного шока", пока не было. Оценка экспортных заказов ухудшилась, но в долгосрочной перспективе остаётся очень высокой», - рассказал Мертсина. 

Большинство компаний (78%) не рассматривают спрос как ограничение для производства. «Доля компаний, для которых спрос не ограничивал производство, в последний раз была выше в 2006–2007 годах. Однако даже тогда разрыв не сильно отличался от сегодняшнего», - признал Мертсина.

Экспортные цены на продукцию обрабатывающей промышленности в Эстонии быстро росли, но если сравнивать наших торговых партнёров за последние три года, то экспортные цены в Швеции и Финляндии выросли значительно больше, чем у нас.

Хотя перспективы роста и спроса в еврозоне значительно ухудшились, есть повод ожидать роста внешнего спроса в этом году. Рост внешнего спроса должен быть значительно слабее, чем в прошлом году, но должен обеспечить экспортные возможности для компаний. «В то же время возросли риски более значительного ослабления спроса со стороны наших торговых партнёров», - добавил Тыну Мертсина.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!