Прогноз Банка Эстонии: Экспорт стимулирует рост экономики Эстонии
Некоторые отрасли, которые испытывали трудности, снова начали расти, и восстановление продолжается. Ожидается, что экономический рост составит 1,6 процента в следующем году и около трех процентов в период 2026-2027. В ближайшие два года рост цен будет оставаться близким к четырем процентам из-за повышения налогов, а затем замедлится. В ближайшие два года на увеличение налогов придется около трети роста цен.
Улучшение перспектив эстонской экономики отражается в росте экспорта. До сих пор спад во многом был связан с неудачами в экспортном секторе. Восстановление экспорта - необходимое условие для устойчивого подъема экономической активности.
Последние данные показывают, что слабые показатели экспорта в третьем квартале были временными и за ними последовало возобновление роста экспорта товаров, который уже наблюдался в первой половине года. Эстонские предприятия нашли новые рынки, и их восстановление должно еще больше расширить экспортные возможности. Поддержка экспорта в восстановлении экономики очень важна, так как внутренний спрос развивается более сдержанными темпами, поскольку правительство планирует ограничить рост бюджетного дефицита.
Приведение государственных финансов в порядок сдержит экономический рост в следующем году, но повысит доверие к государству в глазах кредиторов и инвесторов, освободит место в государственном бюджете для других необходимых расходов вместо расходов на выплату процентов и в конечном итоге будет иметь большое значение для долгосрочного экономического роста Эстонии.
Экономика Эстонии в наибольшей степени зависит от показателей европейской экономики, которые, как ожидается, будут расти, но довольно сдержанными темпами. Европейский центральный банк ожидает, что в следующем году рост экономики еврозоны составит 1,1%, а в следующем - 1,4%. К сожалению, перспективы международной торговли усугубляются неопределенностью, вызванной опасениями, что США ужесточат торговые барьеры. Это окажет охлаждающее воздействие на глобальный рост и, вероятно, приведет к росту цен. Более сложные мировые экономические отношения, снижение прежних конкурентных преимуществ Эстонии и исчерпание более простых решений для бизнеса требуют адаптации промышленной и экономической политики таким образом, чтобы создать новую базу роста, соответствующую изменившимся обстоятельствам.
Рынок труда до сих пор относительно слабо реагировал на спад, и при восстановлении экономики быстрых изменений не ожидается. До сих пор уровень занятости не соответствовал масштабам рецессии, и, поскольку компании воздерживаются от увольнения работников, восстановление экономики вряд ли приведет к значительному росту найма в краткосрочной перспективе.
В результате безработица будет снижаться лишь постепенно, а умеренная конкуренция за рабочие места замедлит рост заработной платы до примерно 6 % в следующем году и до примерно 5 % в последующие два года. Замедление роста заработной платы будет также обусловлено необходимостью восстановления рентабельности компаний, которая в последнее время сократилась, поскольку доля доходов, приходящаяся на расходы на оплату труда, достигла исторического максимума, так как компании предпочитают удерживать персонал.
Покупательная способность населения восстанавливается медленно, а в 2026 году ожидается более быстрое повышение. Запланированные правительством налоговые реформы и рост стоимости жизни приведут к снижению реальной чистой заработной платы примерно на один процент в следующем году. Однако, если взглянуть на ситуацию шире и учесть снижение ипотечных платежей из-за снижения процентных ставок, реальный располагаемый доход домохозяйств в целом вырастет. Увеличение располагаемого дохода будет способствовать росту потребления, однако влияние повышения налогов и снижения процентных ставок будет существенно различаться для разных домохозяйств в зависимости от наличия и размера кредитных обязательств. Наибольшее изменение покупательной способности произойдет в 2026 году, когда отмена повышения налогов позволит средней реальной чистой заработной плате вырасти более чем на четыре процента.
Снижение процентных ставок является значительным стимулом для экономического роста. Европейский центральный банк снизил базовые процентные ставки, эффект от чего уже дошел до эстонских заемщиков через Euribor. Снижение шестимесячной ставки Euribor, к которой привязано большинство корпоративных и домашних кредитов, оказывает поддержку экономике. Последствия снижения процентных ставок дойдут до эстонских заемщиков быстрее, чем в большинстве других стран еврозоны, где более распространены долгосрочные кредитные договоры с фиксированной ставкой. По сравнению с другими странами Балтии, в Эстонии выше уровень задолженности частного сектора, поэтому положительное влияние падения цены денег в Эстонии более выражено, в отличие от более выраженного роста процентной нагрузки в прошлом.
Влияние повышения налогов на рост цен носит временный характер. В этом году потребительская корзина подорожает на 3,6 процента, а в последующие два года рост цен не опустится ниже этого уровня из-за добавления налогов с продаж и транспортных средств, а также акцизов. На налоги придется около трети предстоящего роста цен. В 2027 году рост цен составит менее 3 процентов, из которых четверть будет обусловлена внедрением новой системы квот на выбросы в атмосферу ЕС.
Уровень цен в Эстонии близок к среднему по ЕС, а в некоторых товарных группах значительно выше. Высокий уровень цен уже привел к увеличению доли покупок, совершаемых за рубежом, и, вероятно, продолжит расти в международных интернет-магазинах. Это означает, что у эстонских ритейлеров будет меньше возможностей повышать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными. Таким образом, как для розничных и оптовых продавцов, так и для производителей усиливается давление, направленное на повышение эффективности затрат. Стремление к экономической эффективности также может быть причиной того, что эстонские компании продолжают активно инвестировать в условиях плохой экономической ситуации, несмотря на недостаточные инвестиции в приобретенное оборудование и относительно высокие процентные ставки.