По его мнению, проблема не в том, что читатели бюджета не понимают суть документа, а в том, что невозможно получить конкретную информацию, пишет Postimees.
Холм также отметил, что пояснительная записка к бюджету не решает эту проблему. «Часто создаётся впечатление, что те, кто читает бюджет, не могут разобраться», – сказал Холм на заседании специальной комиссии по госбюджету Рийгикогу. По его словам, люди, конечно, понимают, что там написано, но проблема в том, что если кто-то ищет конкретную строку в бюджете, её не удаётся найти даже с помощью пояснительной записки.
«Полезно было бы также понять, какие расходы обязательны по закону, и всем было бы ясно, что без изменения закона перестановки в этих статьях сделать невозможно», – добавил Холм.Последние 10 лет государственный бюджет формируется на основе деятельности. Это означает, что если раньше в бюджете были указаны конкретные статьи расходов, то сейчас там выделены виды деятельности (с соответствующими суммами), на которые государство тратит деньги.
Председатель партии Isamaa Урмас Рейнсалу также высказал критику в адрес деятельности, связанной с бюджетом. Он спросил у Янара Холма, где в бюджете можно увидеть, каковы были расходы на управление государством в 2023 году.
«У меня нет хорошего ответа», – ответил Холм. По его словам, проблема заключается не в самой деятельности бюджета, а в том, что он непрозрачен. «Мы не понимаем, куда уходят деньги», – добавил он.
Заместитель канцлера по бюджетной политике Министерства финансов Свен Кирсипуу придерживается другого мнения. По его словам, в последние годы прозрачность бюджета улучшилась, например, в бюджете на 2024 год появилась возможность отслеживать хозяйственные расходы учреждений.
Кирсипуу не согласился с оценкой Холма о непрозрачности бюджета. «Вопрос в том, можно ли найти нужную информацию», – отметил он.
Он также подчеркнул, что поддерживает деятельность по формированию бюджета, так как считает, что она предоставляет больше информации, чем традиционный бюджет, основанный на статьях расходов. «Если мы потеряем часть информации, станем ли мы от этого умнее?» – задал Кирсипуу риторический вопрос.
Кирсипуу также прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о том, что расходы Фонда развития предпринимательства и инноваций (EISA) не видны в государственном бюджете. Он пояснил, что это связано с тем, что EISA является государственным фондом, и его доходы и расходы не являются частью бюджета. В бюджете можно увидеть только сумму поддержки, которую EISA получает от государства.
Бывший министр финансов Март Вырклаев также поддержал деятельность по формированию бюджета, отметив, что это облегчает проведение сокращений. Он объяснил, что если в текущем госбюджете рассматривать конкретную деятельность, то под ней указаны связанные с ней хозяйственные и кадровые расходы. Если государство решит отказаться от этой деятельности, то сразу видно, сколько средств можно сэкономить.