Результаты предприятий за четвертый квартал подтвердили, что доход от продаж предпринимательского сектора падал на протяжении всего прошлого года. Из первых статистических данных по экспорту за 2016 год явствует, что в январе эстонский экспорт снизился на целых 11%. На всю Европу и на мир в целом, однако, повлияет решение Европейского центрального банка еще более ослабить финансовую политику.
Экономический рост в прошлом году существенно замедлился
Недавно Департамент статистики сообщил, что, согласно скорректированным данным, эстонская экономика выросла в 2015 году лишь на 1,1%. Корректировка проявилась в том, что оценка роста ВВП была повышена в III квартале и понижена во II квартале, в результате чего поквартальные показатели стали несколько менее скачкообразными и логичными. Исходной причиной ничтожного роста ВВП в прошлом году следует считать низкий внешний спрос. Совокупный эстонский экспорт снизился в 2015 году в постоянных ценах на 1,7%, при этом экспорт товаров - на 1,1%. Несмотря на то, что импорт товаров и услуг уменьшился еще больше, нетто-экспорт Эстонии по итогам за год был положительным. Доля нетто-эскпорта в ВВП составила 4%, и это лучший показатель за последние четыре года. К сожалению, снижение импорта отражает другую отрицательную тенденцию – уменьшение инвестиций. В целом совокупное вложение капитала в основные активы сократилось в постоянных ценах на 4,5%, основной причиной чего является снижение инвестиций предприятий в машины и оборудование, а также в транспортные средства. Нестабильная ситуация в мировой экономике не благоприятствует осуществлению солидных инвестиционных планов. Инвестиции, не сделанные сегодня, снижают, однако, будущие доходы, тем более в ситуации, когда сокращается численность населения трудоспособного возраста. С большой вероятностью можно, впрочем, говорить о том, что уменьшение инвестиций отражает и структурную тенденцию, когда, с одной стороны, Эстония по инфраструктуре и технологической оснащенности предприятий догоняет Западную Европу, а с другой – возрастает роль сферы услуг, которой требуется значительно меньший физический капитал. Наибольший вклад в экономический рост внесло в прошлом году частное потребление, которое вместе с конечными потребительскими расходами некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства, увеличилось в постоянных ценах на 5%. Дальнейший рост частного потребления в значительной мере зависит от того, улучшатся ли результаты предпринимательского сектора.
Надо признать, что в той части, от которой зависит судьба эстонской экономики в 2016 году, царит достаточно нестабильная ситуация. Первые данные за начало нынешнего года не свидетельствуют о быстром улучшении. Надежды на лучшее будущее вселяет ожидающееся на главных экспортных рынках Эстонии повышение спроса на импорт, а также, хотя бы в смысле расчетов, положительное влияние окажет низкая сравнительная база прошлого года. В то же время ситуация в мировой экономике остается нестабильной, и на экспортных рынках царит беспощадная конкуренция.
Доходы предпринимательского сектора снижались на протяжении всего прошлого года
Опубликованные на прошлой неделе данные по нефинансовым предприятиям за четвертый квартал прошлого года подтверждают, что доходы от продаж предпринимательского сектора снижались на протяжении всего 2015 года. При этом причина заключалась не в глубоком спаде в каком-то отдельном секторе, а в снижении оборота в ряде важных отраслей. В целом доход предприятий от продаж сократился по сравнению с 2014 годом на 2,5%. Значительную роль сыграли в этом сферы оптовой торговли, а также складского хозяйства и перевозок, на финансовых показателях которых серьезно сказались экономический кризис в России и сокращение экспорта восточному соседу на 35%. Среди секторов с большим оборотом продаж, оказавших на средние показатели предпринимательского сектора заметное отрицательное влияние, были также сферы строительства и энерго- и теплоснабжения. Хотя сильный рост доходов и внутреннего потребления дал импульс строительству жилых домов, на сектор в целом это не смогло оказать положительного влияния. Особенно для крупных строительных предприятий основным заказчиком по-прежнему остается государство, переход же от одного периода распределения структурных фондов к другому обусловил временное уменьшение заказов государственного сектора. На результаты энергетического сектора в прошлом году оказали влияние снижение цен на топливо на мировом рынке, а также погодные условия.
Доходы от продаж обрабатывающей промышленности остались в 2015 году почти на том же уровне, что и в предыдущем, однако в основном за счет первого квартала, когда продажи даже выросли на 5%. При рассмотрении в разрезе секторов мы видим противоположные тенденции. Доход от продаж электронной промышленности, которая прежде была отраслью обрабатывающей промышленности с наибольшим оборотом, снизились в 2015 году на 9%, вследствие чего ее место заняла деревообрабатывающая промышленность, где продажи за то же время увеличились более чем на 12%. Следует отметить, что и прежде по создаваемой добавленной стоимости и количеству занятых работников деревообрабатывающая промышленность значительно опережала электронную отрасль, вследствие чего подъем в этой сфере наряду со спадом в электронной промышленности для экономики в целом является, безусловно, хорошей новостью. Закрытие восточного рынка и жесткая конкуренция оказали отрицательное влияние на пищевую промышленность – отрасль, важную с точки зрения как оборота продаж, так и количества работников, доходы от продаж в которой снизились в прошлом году на 2%. Правда, во втором полугодии результаты в отрасли улучшились.
Несмотря на продолжавшееся в течение всего года снижение дохода от продаж, рост заработных плат не замедлился, увеличивалась и занятость. В результаты расходы на рабочую силу выросли на 7%, этот рост компенсировался за счет неосуществленных инвестиций и прибыли. В целом прибыль предпринимательского сектора снизилась в 2015 году на 6%, инвестиции же сократились на 4%. К сожалению, увеличение расходов на рабочую силу не сопровождалось ростом производительности труда, которая осталась на уровне прошлого, 2014 года. Результативность трудозатрат, выражающая соотношение добавленной стоимости и расходов на рабочую силу, естественно, снизилась.
Значительное снижение экспорта в январе
Январь этого года выдался для эстонского экспорта одним из самых неблагоприятных за последнее время месяцев, экспорт товаров сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года на целых 11%. Основной причиной столь значительного спада послужило уменьшение экспорта электрооборудования, точнее, 30- процентное сокращение экспорта в Швецию телекоммуникационного оборудования, являющегося важнейшей статьей экспорта Эстонии. Другой существенной причиной значительного сокращения экспорта стало уменьшение вывоза минеральной продукции на 36%. Речь идет главным образом о транзите нефтепродуктов, на который оказали влияние сверхнизкие цены на нефть. Если в январе 2015 года нефть торговалась в районе 46-47 долларов за барель, то в январе 2016 года цена на нефть порой опускалась до уровня в 26 долларов.
Очень важным дополнением являются публикуемые начиная с нынешнего года Департаментом статистики отдельно в экспортной статистике данные об экспорте товаров эстонского происхождения. Если в совокупном экспорте учитываются и те товары, которые лишь временно проходят через территорию Эстонии, то реальное влияние посредничества в их перемещении на местную экономику по понятным причинам меньше. По состоянию на январь 2016 года на долю товаров эстонского происхождения в совокупном экспорте приходилось 69%. Если рассматривать экспорт произведенных или обработанных только у нас товаров по целевым странам, то список основных экспортных партнеров Эстонии претерпит значительные изменения. О низкой доле местной продукции в экспорте в Россию говорилось уже и ранее. Согласно данным за прошлый год, на местную продукцию в экспорте в Россию приходилось менее 30%. Если в совокупном экспорте Россия была в 2015 году пятым по важности торговым партнером для Эстонии, то по экспорту товаров местного происхождения Россия заняла бы только 10 место. Немногим известен и тот факт, что в экспорте в Латвию на долю товаров эстонского происхождения приходится менее 40%. Очевидно, часть этих товаров может затем вывозиться в Россию. По экспорту товаров местного происхождения третьим по значимости торговым партнером после Швеции и Финляндии является Германия, куда в 2015 году было вывезено 6% произведенной в Эстонии продукции. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что эстонский экспорт товаров местного происхождения становится еще более концентрированным: на долю Швеции, Финляндии и Германии приходится почти половина экспорта эстонских товаров. В отличие от списка важнейших партнеров по совокупному экспорту, в экспорте местной продукции вперед выходят также Норвегия, Дания и Голландия, опережая, например, Литву.