Суд признал виновными экс-глав бывшей фирмы
Суд признал бывших членов правления компании Garantex Europe OÜ (удалена) Георгия Пеэтера Стуколкина и Марта Стуколкина виновными в содействии нелицензированной экономической деятельности в секторе финансовых услуг.
Суд назначил мужчинам условные штрафы в размере, близком к среднему уровню санкций, с испытательным сроком в один год и шесть месяцев, то есть окончательный условный приговор составил 4 686,60 евро для Георгия-Пеэтера Стуколкина и 13 512,30 евро для Марта Стуколкина.
При вынесении приговора суд принял во внимание тот факт, что подсудимые не имели судимостей и активно сотрудничали со следствием. В обвинительном заключении прокурор также указал на то, что они помогали следствию, как на смягчающее обстоятельство.
Обвиняемые должны будут выплатить штраф в размере 1230 евро в пользу государства в качестве судебных издержек, а также понести все остальные издержки по делу в результате вынесения приговора.
Суд установил, что обвиняемые были членами совета директоров Garantex Europe OÜ в период с 25 февраля 2022 года по 20 апреля 2022 года, когда компания уже не имела лицензии от Бюро данных по борьбе с отмыванием денег (RAB) на предоставление услуг виртуальной валюты, но продолжали делать это после истечения срока действия лицензии в том же объеме на платформе https://garantex.io и с общим объемом более 1,2 млрд долларов США.
Представленные и исследованные судом доказательства не соответствовали утверждениям ответчиков о том, что Garantex Europe OÜ не вела реальной экономической деятельности, что эстонская компания не имела отношения к платформе https://garantex.io и проводимым на ней сделкам и что ответчики были всего лишь членами совета директоров, не имевшими реальных или существенных знаний о сделках на платформе или компании и не имевшими возможности управлять ими.
Суд установил, что формально ситуация могла выглядеть так, что Garantex Europe OÜ не вела никакой экономической деятельности в период предъявления обвинений (и ранее), но это не означало, что так было на самом деле.
По мнению суда, доказательства указывают на то, что в указанный период Garantex Europe OÜ участвовала в операциях по обслуживанию виртуальной валюты на платформе https://garantex.io.
Предоставление услуг на платформе продолжалось так же, как и в момент получения лицензии, и было известно обвиняемым в период предъявления обвинения.
Обвиняемые достаточно активно выполняли свои другие обязанности в качестве членов совета директоров, обсуждали модель компании и возможную реструктуризацию, имели доступ к платформе, на которой предоставлялась услуга, получали вознаграждение за потраченное время и компенсацию за аренду офисного помещения.
Суд установил, что несанкционированная деятельность осуществлялась в Эстонии, поскольку компания была зарегистрирована в Эстонии. Garantex Europe OÜ находилась под надзором RAB, Garantex Europe OÜ неоднократно получала от RAB разрешение на предоставление услуг виртуальной валюты на платформе garantex.io.
Garantex Europe OÜ также была фактически связана с деятельностью платформы garantex.io, правление, которое было знакомо с бизнес-моделью, находилось в Эстонии, и имелись другие достаточные связи с Эстонией, что позволило суду прийти к такому выводу о месте совершения преступления.
Суд установил, что ответчики не совершили преступление в качестве исполнителей, но способствовали совершению основного преступления — нелицензированной деятельности — путем бездействия, то есть ответчики оставались пассивными в качестве членов правления и, учитывая должную осмотрительность, требуемую от члена правления, и риск и опасность, присущие бизнес-модели виртуальной валюты, не направляли свою деятельность в достаточной степени, чтобы нелицензированное предоставление услуг виртуальной валюты на платформе https://garantex.io прекратилось.
Однако в случае контрибуционной небрежности не имеет значения, могли ли предполагаемые усилия фактически и с определенной вероятностью предотвратить основное деяние, то есть несанкционированную экономическую деятельность.
Решение не вступило в силу и может быть обжаловано в Таллиннском окружном суде в течение 30 дней.