Госсуд Эстонии окончательно одобрил экстрадицию криптоторговцев в США
22 апреля 2024 года Таллиннский окружной суд постановил, что оснований для отмены постановления правительства от 25 января нет, и криптобизнесмены Сергей Потапенко и Иван Турыгин могут быть экстрадированы в США. Аналогичное решение 11 марта принял Таллиннский административный суд. Процессуальные издержки стороны взяли на себя сами. Решение Таллиннского окружного суда можно было обжаловать в Госсуде не позднее 2 мая.
По мнению Потапенко и Турыгина, оспаривавших постановление правительства, а также членов их семей, нормы экстрадиции противоречат конституции, поскольку разделение полномочий неясно, и слишком короткие сроки не гарантируют экстрадированному лицу возможности эффективно защитить себя.
Окружной суд отметил, что хотя нормы об экстрадиции в Уголовно-процессуальном кодексе могли бы быть более четкими, а разделение полномочий более конкретным, сама по себе любая двусмысленность не противоречит Конституции. Суд отметил, что принцип правовой ясности не требует и на практике не может гарантировать, что норма всегда будет понята всеми одинаково. Соответствующие нормы закона можно разумно истолковывать, взяв за основу, в том числе, пояснительные акты к законам. В настоящем деле не было оснований делать вывод о том, что заявители не могли эффективно защищать себя из-за коротких процессуальных сроков.
Окружной суд отметил, что согласно мотивам распоряжения об экстрадиции нет оснований сомневаться в наличии у США интереса, возможностей и достаточных ресурсов для рассмотрения уголовного дела в США. Эстония не имеет равноценного интереса и ресурсов для рассмотрения такого уголовного дела. По мнению эстонской прокуратуры, интерес США в расследовании дела больше, чем у Эстонии, учитывая основное место совершения действий, ущерб и местонахождение жертв. По мнению окружного суда, ответчик достаточно и надлежащим образом обосновал, почему ему следует разрешить продолжить уголовное дело против заявителей жалобы в США, а не в Эстонии.
Окружной суд согласился с выводом правительства о том, что, хотя экстрадиция заявителей довольно сильно нарушает ряд важных фундаментальных прав, это все же умеренная мера, учитывая важность преследуемой цели.
Окружной суд согласился с выводом административного суда о том, что, согласно доказательствам, собранным ответчиком, законодательство, регулирующее деятельность Федерального бюро тюрем, обеспечивает условия содержания, которые в целом отвечают требованию достойного обращения. Тюрьмы Федерального бюро тюрем также систематически не игнорируют законодательство США и не допускают условий содержания, несовместимых с принципами Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению окружного суда, риск содержания заявителей в унижающих достоинство условиях не настолько серьезен и реален, чтобы препятствовать экстрадиции заявителей в США.
Таким образом, окружной суд пришел к выводу, что оснований для отмены постановления правительства от 25 января нет. Правительство приняло во внимание рекомендации окружного суда в предыдущих решениях от 29 ноября прошлого года, обстоятельства которых было необходимо дополнительно проанализировать при принятии решения об экстрадиции заявителей.
По мнению суда, нет разумных оснований полагать, что существует реальный риск того, что заявителям может угрожать бесчеловечное или унижающее достоинство обращение в США, что противоречило бы статье 3-й Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд отметил, что в остальном Правительство Республики имело широкую свободу усмотрения при принятии решения. Ответчик не допустил каких-либо существенных ошибок в суждениях и не нарушил правила административной процедуры до такой степени, чтобы оспариваемое решение должно было бы подлежать отмене.