Решение европейского суда касалось испанского предприятия Tyco, занимающегося системами безопасности. Предприятие ликвидировало все региональные офисы в Испании, вследствие чего штатные техники фирмы выезжали к клиентам предприятия непосредственно из дома. Для выполнения работы работники пользовались предоставленным работодателем автомобилем и выполняли указания работодателя, который определял, каких клиентов и в какое время должны посещать работники. Утром работники выезжали из своего дома к первому клиенту и вечером от последнего клиента направлялись прямо домой. Расстояние от дома работников до клиентов было разным, и на его преодоление требовалось до трех часов. При этом предприятие считало началом рабочего времени тот момент, когда работник прибыл к первому клиенту, и временем окончания рабочего времени – когда работник уехал от последнего клиента.
В процессе решения возникшего спора Европейский суд счел, что время, затраченное для поездки на работу и возвращение с нее относится ко времени выполнения трудовых обязанностей, поскольку время, затраченное для поездки на работу и возвращение с нее, необходимо для того, чтобы работники имели возможность предложить оказание услуги у клиента. В качестве обоснования своего мнения суд также отметил, что во время поездки на работу и возвращения с нее работник находится в распоряжении работодателя, так как работник следует указаниям, данным работодателем для встречи с клиентами, и не может использовать это время на свое усмотрение. Суд обосновал свое решение также и тем, что при прежней системе организации труда предприятия началом времени работы считался момент, когда работник прибывал в офис, чтобы забрать служебный автомобиль, который он использовал для выполнения рабочих заданий, и по сравнению с такой организацией изменился лишь начальный (и конечный) пункт поездки.
Суд дополнительно отметил, что факт того, что работа работника начинается из дома, проистекает непосредственно из решения предприятия о ликвидации местных представительств, а не инициативы самих работников, и то, что работники оказались в худшем положении вследствие решения работодателя, по оценке суда, противоречит цели директивы – защищать здоровье и безопасность работников.
Торговая палата обращает внимание на то, что расширение рабочего времени на время поездки на работу и возвращения с нее применяется все же в исключительных ситуациях, предпосылкой для этого является то, что работник во время поездки для выполнения трудовых заданий также подчиняется распоряжениям работодателя, у него нет офиса или постоянного рабочего помещения. Необходимо также учитывать то, что работник и работодатель во всех случаях имеют возможность договориться между собой по вопросу о рабочем времени.