Изменение Закона о конкуренции находится на повестке дня уже два года, поскольку необходимо транспонировать в эстонское законодательство директиву Европейского Союза (ECN+) с целью создания хорошо функционирующего контроля за конкуренцией в ЕС. Как отмечает Министерство юстиции в пояснительной записке к законопроекту, цель состоит в том, чтобы усилить контроль за конкуренцией, чтобы гарантировать потребителям более справедливые цены, более высокое качество и более широкий выбор товаров.
План благороден, но экспертов в области права и предпринимателей возмутило то, как правящая коалиция намерена применить директиву в эстонском законодательстве. Дело в том, что распространенная в Эстонии правовая практика предусматривает, что нарушения в области конкуренции разбираются судами первой инстанции в порядке производства о правонарушениях. Однако в законопроекте, прошедшем первое чтение в Рийгикогу, рассмотрение споров о конкуренции переносится в административное производство, что даст Конкурентоведущему ведомству гораздо более простые, чем раньше, возможности штрафовать предприятия на основании административного производства.
Создается ли новый карательный орган?
На заднем плане тлеет спор даже внутри коалиции, где с одной стороны находятся Реформистская партия и социал-демократы, а с другой - "Эстония 200", к которой присоединяется оппозиция. Хотя "Эстония 200" на данный момент частично смирилась с тем, что законопроект прошел первое чтение, по сути, партия по-прежнему считает, что данная директива должна применяться в рамках производства о правонарушениях, а не административного производства. Как заявил лидер фракции "Эстония 200" Тоомас Уйбо в своей речи на первом чтении в Рийгикогу на прошлой неделе, их проблема с данным законопроектом заключается прежде всего в защите конфиденциальности информации и праве не обвинять себя. Однако это конституционные права. В данном случае "Эстония 200" является носителем пропредпринимательской позиции, ее мнение совпадает с мнением предпринимательских организаций.Однако председатель комиссии Европейского Союза Лийза Пакоста из "Эстонии 200" в своем блоге представила альтернативный вариант транспонирования директивы именно через производство о правонарушениях. Этот вид производства поддерживают омбудсмен, предпринимательские организации, адвокатура и юристы Тартуского университета.
Член центристской фракции комиссии по правовым вопросам Рийгикогу Анастасия Коваленко-Кылварт на прошлой неделе на первом чтении законопроекта напрямую заявила, что, по ее мнению, правящая коалиция планирует создать из Конкурентоведущего ведомства новый карательный орган, а из административного суда - орган, налагающий штрафы. "Большой вопрос в том, почему именно для Конкурентоведущего ведомства начинают создавать совершенно новую форму специального производства? Почему директива не транспонируется в рамках производства о правонарушениях, как это было сделано в отношении других директив, например, в отношении финансовых учреждений? Потому что именно в рамках производства о правонарушениях в Эстонии применяются штрафы", - отметила Коваленко-Кылварт, добавив, что до сих пор никто не видел этого сравнительного анализа, который бы показал, что административное производство действительно подходит лучше, было бы проще, было бы лучше для эстонского правового пространства. "Сейчас действительно создается впечатление, что сделан политический выбор, политическое решение, чтобы Конкурентоведущее ведомство получило упрощенную возможность штрафовать предприятия", - подчеркнула Коваленко-Кылварт.
Резкая критика генерального прокурора
Среди прочих критически настроена к проекту закона генеральный прокурор Юлле Мадизе, которая в своем ответном письме по законопроекту заявила, что у него отсутствует искренний анализ, который бы пытался выяснить, какая процедура - административное рассмотрение или административное наказание - подходит для транспонирования директивы ECN+ таким образом, чтобы тем самым были обеспечены основные права личности в ситуации, когда наказания очень суровы. "Кроме того, мы не видели анализа, который учитывал бы те изменения, которые уже внесены в общую часть Уголовного кодекса", - продолжала Мадизе.Генеральный прокурор также отметила, что пояснительная записка к проекту закона не четко сформулировала, как вообще возможно применять данный проект закона в данной форме.
Организация MTÜ Finance Estonia, выступающая кровавым органом для государства и финансового сектора, также не удовлетворена юридическими основаниями проекта закона, повторяя позиции других юридических экспертов. "Наказание, включая судебное разбирательство, не подходит органически к рамкам административного права, действующего в Эстонии", - отметило Finance Estonia, продолжая, что проект закона проблематичен и недостаточно детально регулирует соответствующие вопросы. "Проект закона представлен неполно. Директива ECN+ должна быть внесена в эстонское законодательство в рамках административного производства", - решительно заявляет Finance Estonia.
Критику к проекту закона также высказали крупнейшие организации предпринимательства Эстонии - Ассоциация работодателей, Торгово-промышленная палата, Ассоциация информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии и Ассоциация строительных компаний. Их критика поддерживается, например, Адвокатской палатой Эстонии и юридическими экспертами Тартуского университета.
Реализация директивы может затянуться
Среди прочего, юридические эксперты выделили внимание на рамочном документе, утвержденном правительством 22 июня прошлого года, о приоритетах Эстонии в политике Европейского союза на 2023–2025 годы. В нем очень четко определено, что для Эстонии важно, чтобы при согласовании правил одного рынка ЕС не размывались границы административного и уголовного права. "Членам должно оставаться право выбора типа и порядка процедуры в соответствии с основными принципами их уголовного права при реагировании на нарушения права ЕС. Необходимо избегать широких изменений системы уголовного права Эстонии с понятиями административного штрафа или административного наказания", - гласит документ.Также есть основания полагать, что в нынешней форме реализация проекта закона вызовет контроль за конституционностью в судебном порядке, что может отодвинуть транспонирование директивы на месяцы, а возможно, и на год.
Критическую позицию заняла и Палата услуг, членом совета которой является бывший Генеральный прокурор Аллар Йыкс, задавший вопрос, кто несет политическую ответственность за то, что директива до сих пор не была транспонирована? "Министерство юстиции и партия премьер-министра игнорируют юридические аргументы, не имея поддержки бизнес-ассоциаций и большинства юридического сообщества, считающих, что директиву можно быстро и безболезненно транспонировать через административное производство. Посмотрим, какую цену за это ненавистное предприятию отношение заплатит на выборах в Европейский парламент".
Проекту закона, прошедшему первое чтение на прошлой неделе в парламенте, могут быть предложены поправки к началу мая.
С данным изменением закона антимонопольная служба получает право наложить штрафы на нарушителей, которые могут составлять до 10 процентов глобального оборота предприятия. Кроме того, возможно применение штрафов или административных штрафов в размере до пяти процентов, если служба считает, что предприятие недостаточно сотрудничает.