«Все как и ожидалось, - сказал начальник погранперехода в Юго-Восточной Эстонии Питер Маран. - Мы не ждали резкого увеличения количества пересечений границы. Мы прогнозировали небольшой рост, и это тоже произошло».
По словам Марана, больше всего за последний месяц пересечение границы легковыми автомобилями выросло в Койдула и Лухамаа - на 40 процентов. Число пересекающих границу людей выросло на 30 процентов, однако объем автомобильного перехода остался на уровне конца января.
«Граница имеет свою пропускную способность, — пояснил Маран. - Это во многом зависит от скорости работы пограничной службы и таможни Российской Федерации. Поэтому границу в день пересекает не больше грузовиков, чем раньше, но очереди стали гораздо длиннее».
В Койдула и Лухамаа границу пересекают от трех до пяти грузовиков в час. Есть также часы, когда их не перемещают через границу. В среду в полдень на границе в Койдула в очереди стояло 189 грузовиков, а в Лухамаа - 482, или всего 671 машина. Накануне в двух очередях было свыше 700 машин. По словам Марана, временами в очереди стоят и 1000 грузовиков.
Однако эти грузовики не стоят на обочине, это виртуальная очередь. Перевозчики бронируют пересечение границы на сайте estipiir.ee. Ближайшее время пересечения границы, которое удалось зафиксировать на грузовике вчера в обеденное время, было ранним утром 28 марта в Койдула и ночью 29 марта в Лухамаа.
Начальник таможенного пункта Лухамаа Тоомас Хуйк отметил, что нынешнюю скорость пересечения границы определяет российская сторона. «В настоящее время наши возможности по отправке грузовиков через границу Эстонии расширились. Поэтому не было необходимости организовывать дополнительные ресурсы в Лухамаа и Койдуле».
После закрытия для автомобильного транспорта погранперехода Нарва выросла и нагрузка на таможенников в Койдула и Лухамаа. "Трансграничное движение увеличилось примерно на 15 процентов, - сказал Хуйк. - Например, увеличился экспорт срезанных цветов в Россию, раньше он шео через Нарву. Стало больше проходящих через наши погранпункты пассажирских автобусов. Мы продолжаем обеспечивать контроль качества товаров, пересекающих границу, чтобы не допустить пересечения границы санкционными товарами».
Ни Департамент полиции и погранохраны, ни Налогово-таможенный департамент не перебрасывали дополнительных сил на погранпункты Юго-Восточной Эстонии. "Скорость пересечения границы определяется российской стороной, - сказал Хуйк. - Наши возможности отправлять грузовики через границу Эстонии выше. Поэтому потребности в дополнительных ресурсах в Лухамаа и Койдула не было».
«Мы справились своими силами, — подтвердил Маран. - Время военное, и контроль более тщательный, но интенсивность пересечения границы не достигла докоронавирусного уровня. Несмотря на то, что численность нашего персонала сократилась, мы можем это сделать».
Известно, что на российской стороне, в отличие от Эстонии, машины для пересечения границы стоят в очереди одна за другой. У въезда в город Печеры против Койдул по словам местных жителей в воскресенье на обочине дороги Ирбоска-Печеры стояли два десятка грузовиков.
Виртуальная очередь грузовиков в Койдулаи Лухамаа выросла до трех недель
Через месяц после закрытия погранперехода в Нарве виртуальная очередь грузовиков в Койдула и Лухамаа выросла до трех недель, а всего в среду утром въезда в Россию ждал 671 грузовик, пишет Lõuna-Eesti Postimees.