08.08.2011 Понедельник

Был ли прошлый год мрачнее 2009?

Siim KrussellСийм Круссел,
главный аналитик,
Департамент статистики

Начало 2010 года было отмечено продолжающимся ростом безработицы, а вместе с тем и ростом числа тех, кто испытывает трудности, чтобы свести концы с концами. Заметно возросла нагрузка на систему социальной защиты. 

Во второй половине года появились признаки улучшения как на рынке труда, так и в материальной обеспеченности людей. Если судить по экономическим показателям 2010 года, то можно сказать, что кризис преодолен. И хотя рост показателей объема промышленной продукции и экспорта далеко не единственные факторы, влияющие на рынок труда и материальное благополучие людей, их можно считать векторами, указывающими направление развития в целом.

По данным Департамента статистики, ВВП в 2010 году вырос на 3% (в постоянных ценах), но это при том, что годом ранее он сократился на 14%. Экспорт товаров в текущих ценах увеличился на 35%, аналогичный рост был отмечен и в перерабатывающей промышленности. Такие цифры, однако, еще не повод для оптимизма – при их расчете за сравнение были взяты данные самого тяжелого периода кризиса, когда все показатели упали до минимальной отметки.

Со второй половины года ситуация на рынке труда стала улучшаться

В 2009-м и начале 2010 года рынок труда переживал настоящий шок. Массовое сокращение рабочих мест привело к стремительному росту безработицы и снижению показателя занятости. Со второй половины 2010 года стали появляться рабочие места, несколько уменьшилась безработица. Правда, небольшие позитивные сдвиги все же не смогли вернуть рынок труда к тому состоянию, в котором он был пару лет тому назад. Показатели безработицы в 2010-м, а также в начале 2011 года значительно превышали уровень естественной безработицы, характерный для условий технологического развития, когда рабочая сила перемещается с одного рабочего места на другое. Уровень естественной безработицы оценивается в 4-6% от численности занятого на рынке труда народонаселения, у нас же в начале 2011 года уровень безработицы был в два раза выше. Больше всего безработных (около 137 000) было в первом квартале 2010 года, уровень  безработицы оценивался тогда в 20%.  Год спустя, то есть в первом квартале 2011 года,  безработных насчитывалось около 99 000, а уровень безработицы составлял 14%.  Безработица могла бы сократиться за счет пассивных участников рынка труда (учащихся, домохозяек, неработающих пенсионеров), но большинство из тех, кто на пике кризиса оказались без работы,  в эту категорию все же не вошли.

 Для 2009-го и начала 2010 годов характерен более резкий рост мужской безработицы, чем женской. Наибольший разрыв в этом показателе (10%) приходился на первый квартал 2010 года. В следующем квартале этот разрыв больше не увеличивался, а затем безработица среди мужчин в отличие от женщин начала постепенно сокращаться. Главным фактором, повлиявшим на снижение мужской безработицы, стало быстрое восстановление сфер перерабатывающей промышленности и строительства, где мужская занятость традиционно выше. Если в перерабатывающей промышленности занятость обеспечивалась за счет создания рабочих мест преимущественно на отечественных предприятиях, то в строительстве заметную роль сыграла трудовая миграция за рубеж (преимущественно в Финляндию).     

Безработица повышает риски ухудшения благосостояния и бедности, чем длительней безработица, тем эти риски выше. Если в первом квартале 2010 года уровень безработицы и доля людей, испытывающих серьезные материальные трудности, оценивались одинаково –  в 20%, то год спустя безработица несколько сократилась по сравнению с долей людей, испытывающих трудности выживания. Медленное улучшение показателей благосостояния связано со значительной численностью в стране длительно безработных. В первом квартале 2011 года людей, не имевших работы более одного года, насчитывалось 56 000.

Больше внимания благосостоянию людей

Что касается 2010 года, тут следует обратить внимание на то, как менялось и менялось ли благосостояние людей, росло ли число тех, кому пришлось столкнуться с бедностью.  Важно также и то, какими индикаторами пользоваться при оценке материальных трудностей и бедности, а также как их трактовать. При оценке бедности зачастую используется понятие относительной бедности, подразумевающее эквивалентный нетто-доход члена домохозяйства. Бедным при этом считается человек, чей эквивалентный доход составляет менее 60% медианы эквивалентного нетто-дохода. Показатель относительной бедности для 2010 года пока не выведен, зато есть такой показатель для 2009 года. Если в 2008 году за чертой бедности жило около пятой части народонаселения, то на пике кризиса в 2009 году – 16%.  Снижение показателя было обеспечено отнюдь не ростом доходов. Главная причина – общее снижение черты бедности в Эстонии и некоторая унификация доходов населения. Показатель относительной бедности –  неплохой индикатор для оценки и выявления социальных групп, живущих за чертой бедности, а также для прогнозирования материальных трудностей, связанных с ней. Если смотреть с точки зрения домохозяйств, то в группы риска входят родители-одиночки с несовершеннолетними детьми, семьи с тремя и более детьми, одинокие люди пенсионного возраста. С меньшей вероятностью в группы риска попадают бездетные пары и пары, имеющие одного-двух детей. Для бездетных работающих пар попадание в группу риска маловероятно, в 2009 году среди таких домохозяйств за чертой бедности жили менее 3%.

Гарантом благосостояния, прежде всего, является достойный доход, который, как правило, обеспечивает или работа, или  социальные трансферты (пенсии, пособия). Доходом работающего человека служит заработная плата. В отличие от 2009 года для 2010 года был характерен рост цен. Влияние роста цен на уровень благосостояния было смягчено приостановкой снижения средней заработной платы и ее небольшим повышением в четвертом квартале по сравнению с соответствующим периодом предшествовавшего года. Однако в четвертом квартале 2010 года средняя нетто-зарплата (653 евро) оставалась ниже, чем была в четвертом квартале 2008 года (680 евро).

Реальная заработная плата, учитывающая влияние индекса потребительских цен и указывающая на покупательную способность, не увеличилась. Как в четвертом квартале 2010 года, так и в первом квартале 2011 года она была ниже соответствующих показателей предшествующего года. К счастью, покупательная способность снижается не настолько стремительно, чтобы привести к резкому ухудшению качества жизни и серьезным материальным проблемам тех, кто получает заработную плату.  

Сийм Круссел,
главный аналитик,
Департамент статистики


Опубликовано на RUP.ee

         

 

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

BANNER MAKEET KONFERENCE255
430824810 430800019636154 7356040320163199917 n255

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!