В действующем праве возмещение ущерба, полученного в ходе обвинительного производства, регулируется Законом о возмещении ущерба, причиненного в результате безосновательного лишения свободы, но, как следует из названия, речь идет лишь об ущербе, связанном с лишением свободы. В остальной части ущерб, причиненный в ходе обвинительного производства, не регулируется. Государственный суд вынес ряд важных постановлений по этому вопросу, установив несколько серьезных упущений в регулировании этой сферы, в результате которых возникали противоречия Конституции.
Принятый закон создает регуляцию для компенсации морального или материального ущерба, нанесенного лицам в ходе обвинительного производства. Условие для компенсации ущерба – лицо было полностью оправдано судом, либо уголовное производство в отношении лица было прекращено. Помимо этого, ущерб необходимо компенсировать в случае вынесения обвинительного приговора, если примененная к лицу мера превышает назначенное наказание и в случае, если ведущий производство намеренно нарушает процессуальное право и, таким образом, причиняет лицу ущерб.
Основанием для компенсации могут стать случаи, когда лицо, например, было взято под стражу, задержано в качестве подозреваемого, отстранено от должности, в его отношении был применен запрет на выезд с места жительства, его имущество было арестовано или конфисковано. Для получения компенсации лицу должен быть нанесен реальный ущерб, а также должна существовать причинно-следственная связь между ущербом и вышеперечисленными мерами.
Согласно новой регуляции возмещение ущерба пройдет в рамках того же производства. Это означает, что пострадавший больше не должен будет обращаться в административный суд с ходатайством об открытии нового судебного иска; постановление о получении компенсации будет принято уездным судом в рамках того же производства.
При работе над законом конституционная комиссия уточнила ряд положений, связанных с компенсациями за унижение человеческого достоинства, а также с признанием ошибки и принесением извинений. Также конституционная комиссия предложила перенести срок вступления закона в силу с 1 января на 1 мая 2015 года. Предложение было поддержано.
За принятие закона проголосовало 65 человек, воздержался 1 член Рийгикогу.