Целью вступления в силу проекта в качестве закона является имплементация в законодательство Эстонии директивы Европейского парламента и совета 2011/83/EС о правах потребителя. Упомянутой директивой, по сути дела создается новая регуляция относительно заключаемых за пределами коммерческих помещений договоров и договоров, заключаемых при помощи средств связи, которая исходит из принципа максимальной гармонизации (т.е. из того, что страны-члены не имеют права сохранить или принять положения, отличающиеся от установленных директивой). Первоочередной целью директивы является уменьшение правовой раздробленности, обусловленной принципом минимальной унификации, что в контексте внутреннего рынка является главным сдерживающим развитие торговли препятствием.
Повышается осведомленность потребителей
В результате имплементации директивы должна существенно повыситься осведомленность потребителей о том, какой договор они заключают. Второе важнейшее изменение касается права потребителя на отступление. Хотя срок и суть использования потребителем права на отступление по сравнению с действующей в настоящее время регуляцией остаются теми же, имплементацией директивы во внутригосударственное право вводятся два постановления, цель которых упростить положение как потребителя, так и предпринимателя при использовании права на отступление. Постановлениями устанавливается типовая форма заявления об отступлении, а также примерная инструкция по отступлению, которые позволяют предпринимателю намного проще выполнить свою обязанность по извещению, поскольку предприниматель не должен сам обращать внимание на формулировку. В то же время это гарантирует потребителю, что полученная от предпринимателя информация является качественной и соответствует установленным директивой требованиям. Кроме того, дополнительной целью директивы является унификация обязательств, проистекающих из обязательственных отношений при отступлении. Так, например, чётко обозначено, в течение какого времени стороны должны выполнить обязательства, проистекающие из обязательственных отношений отступления (например, отправка товара обратно, возврат денег), а также, кто и в каком объеме должен нести возникшие вследствие отступления расходы и возмещать ущерб.
Положения в защиту предпринимателя
Частично более благоприятным становится и положение предпринимателя, поскольку расширяется круг таких ситуаций, при которых потребитель не может воспользоваться 14-дневным правом на отступление. При заключении договора за пределами коммерческого помещения и заключении договора посредством средств связи потребитель обычно имеет право отступить от договора без объяснения причины в течение 14 дней. Такое право потребителя, однако не применяется к договору, предметом которого является оказание услуги или совершение иного продолжительного действия, если проистекающие из договора обязательства предпринимателя полностью выполнены, и оказание услуги или совершение иного действия началось с предварительного ясно высказанного согласия или подтверждения потребителя о том, что он утрачивает свое право отступления при выполнении договора со стороны предпринимателя, предметом которого является:
- передача такой вещи, которая быстро портится, или рекомендуемый срок употребления которой очень скоро истекает;
- передача в закрытой упаковке такой вещи, которая является негодной для отправления обратно по причинам охраны здоровья или гигиеническим причинам, и если она после доставки была открыта;
- выполнение срочных работ по ремонту или обслуживанию, если потребитель для этого заказал у предпринимателя прибытие на место;
- передача в закрытой упаковке аудио- и видеозаписей или программного обеспечения, если потребитель открыл упаковку;
- предложение размещения, перевозка движимой вещи, использование моторного транспортного средства, услуга питания или проведения свободного времени, если предприниматель, заключая вышеупомянутый договор, обязуется оказать услугу к определенному сроку или в течение определенного срока и т.д.
С целью сохранения равновесия между сторонами предпринимателю предоставляются также некоторые новые права, например, право потребовать от потребителя несения расходов на возврат товара. Однако потребитель не обязан нести расходы, если предприниматель не известил его о том, что эти расходы должен нести потребитель. В случае ухудшения состояния подлежащей возврату вещи потребитель несет ответственность за уменьшение стоимости вещи, обусловленное использованием вещи, только в том случае, если он использовал вещь иным образом, чем это необходимо, исходя из характера, свойств вещи и с целью убедиться в ее действии.
Некоторые спорные места
Согласно проекту, сведения, предоставленные в качестве предваряющей договор информации, становятся частью договора, если стороны не договорились иначе. Согласно директиве о правах потребителя, это правило должно применяться к заключенным при помощи средств связи договорам и договорам, заключенным за пределами коммерческих помещений. Однако составители проекта воспользовались здесь предоставленной им свободой выбора в части данной регуляции и решили установить такую же регуляцию в качестве регуляции, касающейся всей предшествующей договору информации в целом. Торговая палата не поддерживает данный подход. Если в отношении перечисленных в директиве договоров можно понять необходимость предложения потребителю дополнительной защиты (в плане способа и места совершения сделки), то сомнения вызывает необходимость превращения в часть договора или в условие договора информации, переданной в ходе переговоров перед заключением договора также и в отношении всех прочих сделок. Во-вторых, по оценке Торговой палаты, весьма сомнительно, подходит ли данное положение для регулирования сделок между предпринимателями, поскольку предшествующий той или иной сделке обмен информацией может происходить в течение длительного времени и содержать достаточно обширный объем сведений. Подобное причисление информации, переданной в период переговоров, или предшествовавших договору к части договора может увеличить объем договора до неразумных размеров.
Составители проекта отказались от возможности не применять обязанности предоставления информации перед заключением договора к повседневным сделкам по иллюстративному каталогу. В пояснительной записке в качестве обоснования сказано, что в отношении повседневных сделок перечисленные в иллюстративном перечне обстоятельства и так должны быть ясными для потребителя, учитывая контекст договора. По оценке Торговой палаты это может и не быть столь однозначным, поскольку даже если и ясны основные свойства вещи, являющейся предметом договора, то может вовсе не быть столь понятной, например, возможность использования средств правовой защиты и пр. Хотя обязательственно-правовым законом не предусмотрено требование к форме выполнения обязанности информирования, продавец или предлагающее услугу лицо все же должны делать это таким способом, который позволил бы им это позднее доказать. В то же время существует большая вероятность того, что именно в отношении повседневных сделок такая обязанность информирования не была письменно оформлена.