Давно принятый закон заметно повысит зарплаты высокопоставленных государственных служащих
Об этом в пятницу пишет rus.postimees, напоминая, что, как гласит закон, заработная плата высших государственных служащих увеличивается каждый год в апреле в соответствии с размером поступлений от страховой пенсионной части социального налога за предыдущий год, т.е. роста заработной платы и инфляции. 80 процентов увеличения связано с повышением заработной платы в предыдущем году и 20 процентов с повышением цен.
На данный момент невозможно точно оценить изменение заработной платы высокопоставленных государственных служащих, но Postimees рассчитал примерный размер повышения на основе последних доступных данных. Поскольку за 2022 год есть данные о росте заработной платы только за восемь месяцев, то при расчете процентов мы проводили сравнение с тем же периодом прошлого года.
Согласно расчетам, наибольшее повышение заработной платы будет у президента, председателя Рийгикогу, премьер-министра и председателя Верховного суда. Их зарплата увеличится на 1024 евро, т.е. в дальнейшем они будут зарабатывать 8326 евро и 95 центов. Эпп-Маре Кукемельк, представитель аппарата президента, сказала Postimees, что президент и высокопоставленные государственные служащие не могут изменять существующие законы, в том числе те, которые касаются их собственной заработной платы. Это право принадлежит парламенту как законодателю.
Повышение заработной платы старших государственных служащих индексируется, т.е. зависит от инфляции и роста заработной платы за последний год. Расчет Postimees основан на данных на август, и поэтому не может быть окончательным.
«Президент Алар Карис на многих встречах с политиками, а также в публичных выступлениях говорил, что считает первоочередной в настоящее время задачей принятие таких решений при формировании бюджетной стратегии страны и подготовке такого государственного бюджета на следующий год, которые обеспечат прибавку к зарплате населению, тем, кому это нужно больше всего, – сказала Кукемельк. – Это, разумеется, например, работники образования и медицины, работники детских садов, спасатели, работники культуры, полицейские и пограничники, от работы которых зависит безопасность, благополучие и будущее всех нас».
Ожидается также повышение заработной платы заместителей председателя Рийгикогу, государственного контролера, канцлера юстиции, членов Верховного суда, генерального прокурора, министров, государственного секретаря, председателей комитетов Рийгикогу и председателей парламентских фракций. По подсчетам Postimees, с начала апреля они будут получать 870 евро в дополнение к своей нынешней зарплате, то есть будут зарабатывать 7 077,91 евро в месяц.
Министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут (Социал-Демократическая партия) заявила, что она работает не из-за денег, и не верит, что это может быть по-другому ни для какого другого министра. Она признала, что их зарплата высокая по сравнению с зарплатой среднего эстонского трудящегося, и в такое трудное время, когда людям трудно платить по счетам, повышение зарплаты государственных служащих кажется несправедливым.
По словам Сиккут, сейчас вопрос не в сумме, а в механизме формирования зарплаты высокопоставленных госслужащих. Следует обсудить, должно ли формирование заработной платы происходить автоматически, как сейчас, или основываться на отдельных политических решениях. «Я бы вообще сочла автоматический режим более разумным, но тогда вопрос в том, какова величина индекса, – сказала Сиккут. – При нынешней инфляции индекс высокий, и такое повышение зарплаты многим кажется несправедливым».
Председатель фракции Центристской партии Рийгикогу Яанус Карилайд заявил, что закон об индексации заработной платы высокопоставленным государственным служащим в нынешней ситуации действительно не соответствует представлениям людей о справедливости. При этом, по его словам, индексация не должна быть отменена, а должна применяться в обществе шире – в том числе по отношению к заработным платам социальных работников, специалистов по защите детей, учителей, тренеров, спасателей и других работников государственного сектора. По словам Карилайда, такая реформа обошлась бы в 400-500 миллионов евро. «На это в нынешнем правительстве говорят, что у них нет денег, но в таком случае мы должны задуматься об изменении налоговой системы», – отметил он.
На третьем месте в таблице повышения заработной платы находятся заместители председателей комиссий Рийгикогу, заместители председателей парламентских фракций и судьи окружных судов, прогнозируемое повышение их заработной платы составит 768 евро.
Последняя поправка к закону, касающаяся заработной платы высокопоставленных государственных служащих, рассматривалась в Рийгикогу в 2017 году. Эйки Нестор (Социал-Демократическая партия), который в то время был председателем Рийгикогу, сказал, что он никогда не был сторонником индексации заработной платы политиков. До 2017 года также индексировались зарплаты, но цель того изменения заключалась в том, чтобы сделать одинаковым индекс для пенсионеров по старости и высших государственных служащих. «При предыдущим индексе рост зарплат был бы даже больше, чем ожидаемый сейчас, доля инфляции при расчете была еще значительнее», – сказал Нестор.
Кроме того, при обсуждении этого вопроса в то время никто не предполагал, что индексация может привести к такому большому увеличению заработной платы. «Никто не мог предположить, что Россия нападет на Украину, что будет энергетический кризис и в связи с ним безумная инфляция», – отметил Нестор. Он напомнил, что согласно основному закону, действующий состав Рийгикогу может принимать решения о заработной плате депутатов только последующих составов. При нынешнем положении может случиться так, что если в какие-то хозяйственные годы значение индекса будет отрицательным, то пенсии по старости останутся на прежнем уровне, а заработная плата высших государственных служащих уменьшится.
Нестор раскритиковал предложение Карилайда о том, что индексацию можно было бы значительно расширить. Он пояснил, что в этом случае у работников государственного сектора может сложиться впечатление, что индексация повысит их заработную плату, но на самом деле в какие-то годы она может наоборот, уменьшаться. «Это бессовестный популизм», – сказал Нестор и добавил, что было бы лучше, реалистичнее и осмысленнее, если бы зарплаты в государственном секторе были согласованы между теми, кто их получает, и теми, кто их платит.
«В идеале люди, претендующие на государственные должности, должны знать, каковы будут их условия оплаты труда в следующие четыре года, – сказал Нестор. – Оклад депутатов государственного собрания мог корректироваться один раз в четыре года, а его величина могла бы определяться признанными общественностью специалистами и профсоюзами: Центральным союзом работодателей, Центральным союзом профсоюзов и другими объединениями, представляющими социальные группы. Такое предложение социал-демократы выдвигали на протяжении двадцати лет, но никто его не поддерживал».
По словам Нестора, нынешний высокий индекс не должен никого пугать, ведь год году рознь. Он не захотел отвечать на вопрос, следует ли теперь Рийгикогу отменить индексацию для следующего состава. «Я не собираюсь ничего говорить, потому что я не вхожу в его состав», – сказал он.