В Эстонии в этом году вступили в силу несколько налоговых изменений. В частности, увеличена ставка подоходного налога с 20% до 22%, повышен размер необлагаемого дохода до 700 евро в месяц, а минимальная заработная плата увеличена до 886 евро в месяц.
В Литве необлагаемый доход повышен до 747 евро, а минимальная зарплата – до 1038 евро. В Латвии необлагаемый доход составляет 510 евро, а ставка подоходного налога стала двухуровневой: при месячном доходе до 8775 евро она составляет 25,5%, а при доходе выше этой суммы – 33%.
Самая низкая минимальная зарплата в Латвии – 740 евро, за ней следует Эстония – 886 евро, а самая высокая в Литве – 1038 евро. «Поскольку в Литве сумма налогов, уплачиваемых работником и работодателем, значительно отличается от Латвии и Эстонии, сравнение брутто-зарплат не дает точной картины», – отмечает руководитель Информационного центра финансов Swedbank Мари-Лииз Яагер.После уплаты налогов работник, получающий минимальную зарплату, получает на руки больше всего в Эстонии – 810 евро, в Литве эта сумма составляет 777 евро, а в Латвии остается самой низкой – 623 евро. «Хотя в Эстонии работники с минимальной зарплатой получают больше денег по сравнению с Латвией и Литвой, это не означает, что покупательная способность эстонцев значительно выше, так как страна по-прежнему сталкивается с быстрым ростом цен», – поясняет Яагер.
В Литве зарплаты до уплаты налогов выше, потому что основную часть налоговой нагрузки несет работник, а на работодателя приходится менее двух процентов нагрузки. В Эстонии ситуация противоположная: относительно большая часть налогов на рабочую силу ложится на работодателя, что не влияет на чистую зарплату работника, но увеличивает стоимость найма сотрудников для предприятий.
Если сравнивать фонд оплаты труда работодателя при одинаковой чистой зарплате, то наибольшие расходы несут латвийские работодатели. Например, при чистой зарплате в 1000 евро фонд оплаты труда в Латвии составляет 1612,49 евро, в Эстонии – 1523,42 евро, а в Литве – 1503,22 евро.
«В первые три квартала 2024 года затраты на рабочую силу составили около 14% от оборота эстонских предприятий, но этот показатель сильно варьировался в зависимости от сектора. В последние годы расходы на рабочую силу выросли, поскольку зарплаты повышаются, а уровень занятости остается высоким, но при этом снижается производительность. Это ухудшает конкурентоспособность эстонских предприятий», – подытожила Jääger.