Вывод активов на внебаланс – по сути, одна из основных движущих сил, стоящих за арендными отношениями – закончится, но не закончатся многие другие преимущества. Например, гибкость портфельного менеджмента, более низкий уровень остаточного риска и более низкие издержки на капитал.
Таким образом, чисто экономические эффекты в случае с лизингодателями будут небольшие, и ожидать серьезных изменений в рейтингах не стоит – об этом анатилики Fitch заявляют как специалисты этой области. Однако стоит все же подумать об оценке рыночной динамики, которая может измениться в результате вступления в силу новых правил.
Например, что в результате изменений чаще будет применяться профессиональное суждение менеджеров-лизингодателей, которые будут определять объект лизинга и ставки дисконтирования. Дополнительные раскрытия по ставкам и остаточным стоимостям активов должны улучшить аналитическую сопоставимость отчетности разных компаний в глазах инвесторов.
Но в то же время лизингодателей, возможно, станет труднее сравнивать, если у них разные направления деятельности или типы активов. Например, в результате оговоренного стандартом подхода «receivable and residual» (определение дохода по дебиторской задолженности и на основе остаточной стоимости) новые участники рынка с более новым парком тех же самолетов будут выглядеть привлекательнее, хотя общая величина денежных потоков и не изменится.
В общем и целом практика учета у лизингодателей несколько усложнится. И балансы, и отчеты о доходах потребуют многих изменений и анализа экономической сущности бизнеса. Конечно, в их случае ожидаются дополнительные расходы на аналитиков и консультантов. По мнению Fitch, эти расходы вполне управляемы, хотя малые организации и окажутся в более невыгодном положении по сравнению с крупными игроками, просто с точки зрения экономии от масштаба.
Что касается лизигополучателей, то их новый стандарт – считают аналитики Fitch – может простимулировать переключиться на краткосрочную аренду менее 12 месяцев, либо же начать структурировать лизинговое соглашение в качестве сервисного контракта. По мнению рейтингового агентства, этот эффект будет иметь умеренно-негативные последствия, поскольку краткосрочная аренда в общем и целом снижает предсказуемость денежных потоков для лизингодателей и снижает гибкость в согласовании сроков разных источников финансирования.
Однако и у тех, и у других еще полно времени до 2017 года, чтобы подготовиться к изменениям.