16.11.2015 Понедельник

Победа формы над смыслом

Публикация на сайте Налогового-таможенного департамента (Maksu-ja Tolliamet, далее – MTA) рекомендаций, в каких случаях классифицировать выплаты фирмам как плату за работу и соответственно облагать ее социальным и подоходным налогами, вызвала бурную реакцию среди бизнес- и близлежащих сфер в течение последних недель.
Вадми Дончевски, присяжный аудитор
Вадми Дончевски, присяжный аудитор Фото: Donoway Eesti

Тут же появилось множество предложений юристов и лекторов, как переделать существующие договоры таким образом, чтобы исключить риск признания их притворными со стороны налоговых органов. На самом деле, если повнимательнее прочитать те критерии, которые были приведены на сайте MTA, исходя из решений Государственного суда, то легко увидеть, что они имеют преимущественно формальный характер. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать, что, руководствуясь данными критериями, на смену одного JOKK вскоре будет изобретено несколько новых, с более изощренными формулировками. Если же копнуть немного глубже в суть проблемы, то станет понятно, что в случае, если произойдет так, как хочет MTA, и предприниматели станут облагать все или большинство сумм, которые выплачиваются владельцам не в качестве зарплаты, а в качестве дивидендов или иных распределений прибыли, также и социальным налогом, то

  • во-первых, Министерству финансов придется вычесть из бюджета большую часть запланированных поступлений от подоходного налога с выплачиваемых дивидендов (недавно были опубликованы победные реляции Министерства финансов, что эти суммы превысили на 20% заложенные в бюджет поступления за три квартала 2015 года!);
  • во-вторых, большая часть малого бизнеса потеряет смысл и просто самоликвидируется, так как себестоимость производимых товаров и услуг, увеличенная на сумму подоходного и социальных налогов, превысит цену, за которую потребители в Эстонии и других странах готовы их покупать.
Из-за этого может уйти в прошлое та парадигма, на которой до сих пор строилась эффективность эстонской модели экономики, при которой предприятия могли предлагать более низкие цены по сравнению с соседними странами за счет отсрочки расходов на налог с прибыли и выплаты вознаграждения большому количеству собственников паевого товарищества в виде дивидендов вместо фиксированных зарплат. Недавно на годовой конференции по ИТ были представлены результаты исследований ИТ-сектора по разным показателям,  где модератор настойчиво задавал вопрос исследователям, почему по их результатам получается, что с ростом выручки с определенного показателя показатели прибыльности резко падают. Исследователь не мог объяснить, в чем тут причина. Им в голову не приходило, что виновата «страшная» тайна нашего налогообложения: посмотрите на структуру собственников тех фирм, которые вы исследовали! Пока собственников и работников в фирме единицы, они могут выплачивать зарплату немного выше минимума, чтобы не было претензий от MTA, а оставшуюся  прибыль забирать как дивиденды. С ростом бизнеса круг cобственников расширяется или его продают инвесторам, и когда уже собственники отделены от работников, то руководители заинтересованы в получении своего дохода в виде более высокой зарплаты и бонусов, которые и «съедают» прибыль предприятия.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!