ЕК представила сорокастраничный отчет, в котором подробно изложено, по какой именно причине ей пришлось начать расследование соглашения о трансфертном ценообразовании в отношении производственного дочернего предприятия Starbucks в Голландии. Кстати, это одно из трех обещанных в июне расследований: летом Еврокомиссия пригрозила прижать к ногтю крупные международные компании, использующие схемы агрессивной налоговой минимизации. Еще два расследования – это налоговые соглашения Amazon в Ирландии и Fiat в Люксембурге.
В июньском письме министру иностранных дел Голландии Францу Тиммермансу отмечалось, что расследование будет акцентироваться вокруг соглашении о предварительном установлении цен (advance pricing agreement – APA), подписанном в апреле 2008 года голландскими налоговыми службами и дочерним предприятием международной сети кофеен – Starbucks Manufacturing BV (SMBV).
Комиссия полагает, что соглашение SMBV не соответствует принципу «вытянутой руки» («аrm’s length transaction») – то есть, говоря иначе, принципам сделки между независимыми сторонами. По этой причине ЕК имеет основания полагать, что через соглашение о предварительном установлении цен голландские власти наделили Starbucks Manufacturing BV нелегальными преимуществами в плане расчета ежегодного налогового обязательства.
Налогооблагаемая прибыль признавалась равной определенному проценту от издержек, однако при этом компания имела возможность исключить большую часть издержек из расчета. В частности, в расчет можно было не включать расходы на кофейные зерна, которые в представлении голландских властей оставались в собственности другого дочернего предприятия той же Starbucks. Здесь ЕК видит очевидное логическое противоречие: кофейные зерна таки появлялись на балансе SMBV.