Отчет озаглавлен «Financial Crisis Insights on Bank Performance Reporting (Part 1): Assessing the Key Factors Influencing Price-to-Book (P/B) Ratios». Ключевой показатель P/B – это отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости компании. Эксперты считают, что более точное отражение риска в отчетности, своевременное списание плохих долгов и обеспечение свободного доступа инвесторов к сопоставимой финансовой информации в разных юрисдикциях способно улучшить прозрачность и снизить степень неприятия риска в банковском секторе.
P/B ratio – ключевая метрика для инвесторов, следящих за финансовым состоянием банков. Этот же индикатор часто вспоминают законодатели в качестве ориентира для определения финансового здоровья банков. В своем исследовании эксперты из CFA Institute берут показатель на основе выборки из 51 банковской организации. 31 из них – из ЕС, остальные из США, Канады, Японии и Австралии. В выборку вошли исключительно крупные группы; период анализа – с 2003 по 2013 гг., т.е. это время до, во время и после самого памятного финансового кризиса современности.
Одним из основных объектов для исследования была выбрана связь между обесценением кредитов и коэффициентом P/B, ведь выданные кредиты – ключевая составляющая банковских активов. Следовательно, их обесценение влияет и на рыночную стоимость акций, и на капитал. Это исследование логически дополняет еще один, пока еще неопубликованный отчет от того же CFA Institute, в котором более жесткие требования к учету обесценения названы в качестве второй по значимости реформы регулирования для предотвращения будущих кризисных проявлений. Стоит отметить, что по умолчанию с такими выводами, наверное, согласятся и международные разработчики стандартов типа FASB или IASB, стремящиеся сегодня к улучшению прозрачности отчетности банковских институтов. Кстати, новый стандарт IFRS 9 от Совета по МСФО должен увидеть свет уже в этом месяце.
Исследование показывает, что в кризисный период неточное отражение обесценения выданных кредитов и плохих долгов задерживало (во времени) их списание, и этот негативный тренд был особенно очевидным на примере европейских банков. Кроме того, изучение отчетности выбранных организаций натолкнуло на вывод, что обесценение долгов имело значительное влияние на сниженный чистый доход банков во многих юрисдикциях в период кризиса. Со стороны инвесторского сообщества наблюдалось увеличение степени неприятия риска (risk aversion), что объяснило выросшие показатели премий за риск, более низкие цены на акции и более низкий P/B.
В принципе, ничего принципиально нового в этих выводах нет. Однако в отчете даются две основные рекомендации по учетной политике:
- В довесок к амортизационной стоимости, справедливая стоимость долга должна признаваться на лицевой стороне балансового отчета. Это позволит избежать слишком позднего признания потерь по кредитам, к тому же в недостаточном объеме, и даст пользователям больше информации, полезной для принятия решений
- Качество раскрытия банковских рисков необходимо улучшать, поскольку иначе нельзя улучшить понимание банковских бизнес-моделей, а без этого невозможно добиться снижения премий за риск, которые инвесторы требуют в ответ на ограниченную прозрачность банковской отчетности.