Говоря вкратце, согласно общему балансу, сумма финансовых балансов домохозяйств, бизнеса, государства и внешнеторгового баланса должна равняться нулю. Сократите дефицит бюджета, и профицит домохозяйств и корпоративного сектора упадет. При этом мы принимаем внешнеторговый баланс за неизменный.
Конечно, компании получали колоссальную прибыль благодаря росту фискального стимулирования. Но ситуация изменится. Другими словами, с сокращением или при полном сворачивании фискального стимулирования прогноз по их прибылям явно будет неутешителен. Но дело не только в корпоративном секторе - реакция домохозяйств также последует. В этом случае ставки по вкладам частных лиц, которые только-только начали подниматься с исторического дна, куда они спустились во время рецессии, снова направятся вниз.
Ни то, ни другое не вселяет оптимизма.
Итак, сокращению дефицита бюджета – в случае с США скорее за счет сокращения фискального стимулирования, чем за счет мер экономии – может помешать профицит торгового баланса. Но сейчас слишком мало предпосылок для такого развития событий. Сокращение внешнеторгового баланса США, которое на протяжении последнего года сопровождало рецессию, уже набрало существенную скорость за счет скачка объемов импорта и снижения экспорта.
Рост дефицита внешнеторгового баланса США напрямую связан с решением Китая привязать курс юаня к доллару. США не могут пойти на девальвацию собственной валюты, чтобы снизить образовавшийся дефицит. Это можно сделать только через дальнейшее замедление экономики страны. Но даже тогда есть все основания полагать, что Китай будет поддерживать экспорт на высоком уровне, как это было в кризисные времена. И в любом случае, китайский спрос на французские вина, сумки Луи Витон и люксовые немецкие автомобили будет только активнее поддерживать чистый внешнеторговый профицит с США на высоком уровне.
Правительство США, где уровень безработицы достигает 10%, развитие корпоративного сектора замедляется, а домохозяйства никак не могут привести в порядок свои бюджеты, и которые имеют жадного торгового партнера, зафиксировавшего курс собственной валюты, поймет, что выход из сложившейся ситуации только один – обложение китайских товаров пошлинами.
Да, рост цен ударит по американскому потребителю. Но, невзирая на разбалансированность глобальной экономики, внешняя торговля составляет лишь малую часть американской экономики. А вот для Китая последствия будут серьезными.