Когда встал вопрос о спасении Греции, лидеры ЕС среагировали с запозданием. Крупные ассигнования и создание стабфонда не успокоили биржи: "условия спасения диктовала Германия - она придала им отчасти карательный характер". Инвесторы также рассудили, что сокращение бюджетного дефицита лишь увеличивает безработицу. "В отсутствие снижения обменного курса пересмотр бюджета повлечет за собой падение зарплат и цен - дефляцию", - пишет автор. В результате в Европе возможна затяжная стагнация, социальный взрыв.
"Текущая политика в еврозоне полностью противоречит урокам Великой депрессии 1930-х годов и рискует ввергнуть Европу в период затяжной стагнации, если не хуже", - предостерегает Сорос. Возникнет недовольство и социальный взрыв, худший сценарий - паралич или распад ЕС ввиду разгула ксенофобии и национализма. И виновна в этом будет в первую очередь Германия, невольно навязавшая остальной еврозоне свой курс на дефляцию, считает автор. "Евро устроен так, что дефляция повысит конкурентоспособность Германии в мире, но более слабые страны ввергнет в глубокий спад и увеличит бремя их задолженности", - поясняет он.
Сорос предлагает вообразить, что будет, если Германия выйдет из евро: остальная Европа сделается конкурентоспособной, а Германия обнаружит, как болезненна переоцененная валюта. "Конечно, это чисто гипотетические рассуждения: политические последствия выхода Германии из евро просто невообразимы. Но этот мысленный эксперимент полезен для предотвращения невообразимого", - заключает Сорос.