"Россия в настоящий момент занимает третье место в списке экспортеров зерна. Такие страны, как Бангладеш и Египет, уже чувствуют на себе последствия запрета на экспорт", - продолжает автор. При этом в Египте ситуация более серьезная, поскольку страна получает из России порядка 60% ввозимого в страну зерна.
Биржи отреагировали незамедлительно. Цены на пшеницу подскочили вдвое в течение трех недель. Спекулянты предрекают дальнейшее повышение цен, поскольку и в других частях света в силу природных катаклизмов перспективы на получение урожая падают с каждым днем. Это касается Канады, где ожидается снижение урожая на 20%, Вьетнама и Таиланда, а также Пакистана и Китая, где проливные дожди уничтожили львиные доли будущего урожая.
"Несмотря на российский запрет на экспорт зерна и плохие перспективы на урожай в других частях света, последствий, подобных тем, которые наблюдались на фоне продовольственного кризиса 2008 года, не ожидается", - пишет автор, имея в виду, что в 2008 году на фоне стремительного роста цен на зерно в более чем 20 странах, не имевших возможности прокормить собственное население, происходили беспорядки. Позитивные перспективы в этом году связаны преимущественно с хорошими урожаями последних двух лет. Однако, отмечает Ральф Зюдхоф, руководитель World Food Programme в Берлине, ситуация может коренным образом измениться после того, как ценовая спираль доберется до бедных регионов.
"Запасов, которые накоплены в зернохранилищах на случай кризиса, хватит на несколько недель. А фундамент под глобальным продовольственным обеспечением шатается уже последние несколько десятилетий", - замечает автор статьи.
"Все говорит о том, что связанные с постоянно набирающим обороты глобальным продовольственным кризисом перебои с поставками, запреты на экспорт, стремительный рост цен и беспорядки в будущем станут обыденным явлением - если политика и дальше будет делать ставки на нынешнюю тактику ведения бизнеса". Речь идет о так называемой практике "офшорного фермерства", когда крупные платежеспособные импортеры - такие, как Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ, Южная Корея, Ливия, Египет или Индия - вместо продукции предпочитают покупать землю. Они ищут плодородные земли, при помощи которых в будущем смогут прокормить свое растущее население.