Во вторник агентство Moody's Investors Service понизило суверенный рейтинг Португалии на два пункта, до A1, сославшись на перспективы вялого подъема и опасения, что экономические реформы в таких сферах, как рынок труда, не принесут результатов. Эксперты также отмечают быстрый рост госдолга в процентах к ВВП за последние два года.
Опыт Португалии, которая одной из первых получила экономические преимущества единого валютного союза и одной из первых столкнулась с проблемами привязки к общей европейской валюте, для Испании, Греции и других стран может стать готовым сценарием долгого пути к восстановлению экономики. «Нужно быть готовым к тому, что вас ждут времена стагнации», — передает The Wall Street Journal слова Антониу де Соузы, возглавлявшего португальский центробанк в конце 1990-х годов, когда был введен евро.
Двадцать лет назад Португалию считали примером экономического успеха. В начале-середине 1990-х годов правительство предприняло шаги к либерализации экономики, в том числе развернуло амбициозную программу приватизации госкомпаний. В результате в стране вырос уровень зарплаты и начался инвестиционный бум.
Вступление в евро должно было принести дополнительные успехи, поскольку оно означало введение в Португалии единой валюты, низкие процентные ставки и неограниченный доступ к одному из крупнейших рынков мира. На фоне экономического бума Португалия соответствовала критериям присоединения к евро, согласно которым дефицит бюджета стран-участниц не может превышать 3% ВВП.
Но бум уже таил в себе угрозы будущих проблем. Рост налоговых поступлений снял острую необходимость в осуществлении непопулярных мер по сокращению расходов и экономической либерализации. Государство наращивало аппарат и издержки, которые потом будет очень трудно сократить.
Вскоре дефицит Португалии превысил предел, установленный еврозоной. В 2002 году она первой из стран-участниц получила предупреждение в связи с чрезмерным дефицитом.
Когда Испания, Ирландия и Греция в первые годы после введения евро катались на волнах массированных госрасходов и растущих пузырях, Португалия уже взяла жесткий курс на стабилизацию.
С начала 2000-х годов Лиссабон время от времени проводил кампании умеренной экономии. Так, например, были заморожены зарплаты госслужащих, повышен налог на добавленную стоимость. Этого оказалось недостаточно, и власти также стали проводить пенсионные реформы.
Страна устала от этих мер, что привело к политической нестабильности. За период с 2001 по 2005 год сменилось четыре премьер-министра, напоминает The Wall Street Journal.
По мнению многих экономистов, дело в том, что все эти меры были недостаточными. Госрасходы по-прежнему составляют более половины португальского ВВП. Бюджетный дефицит, достигший в прошлом году 9,4% ВВП, пока меньше, чем в Греции, Ирландии и Испании, и тем не менее, он превзошел максимальный предел, предусмотренный правилами еврозоны.
Между тем экономический подъем остается вялым: темп роста экономики Португалии, составлявший около 5% в год в конце 1990-ых, с 2001 года в среднем достигает 0,8%. С такими показателями Португалия показывает один из худших результатов среди государств еврозоны.
Есть какие-то признаки того, что страна пытается выбраться из рецессии и долговой спирали. В первом квартале ВВП увеличился в годовом выражении на 4% благодаря росту экспорта и расходов на внутреннем рынке. Увеличился также объем банковских кредитов как в корпоративном, так и в потребительском сегменте.
Многие руководители бизнеса в северных промышленных районах Португалии говорят, что их будущее зависит от готовности правительства к дальнейшей либерализации экономики. Чтобы справиться с последствиями спада некоторые компании сконцентрировались на сбыте, обслуживании и инновациях. Акцент делается на экспорт на быстроразвивающиеся рынки, например, в Бразилию, с которой у Португалии тесные культурные связи. И хотя инвестиции когда-то прежде всего направлялись из Португалии в Бразилию, теперь поток двухсторонний, пишет The Wall Street Journal.
Но чтобы это фундаментально изменило экономику Португалии, потребуется еще много лет. Между тем уже в этом году экономика вновь ощутит на себе последствия очередной программы экономии, предостерегают эксперты.
«Если пример Португалии представляет собой готовый сценарий, то Испанию ожидают несколько лет вялого экономического развития», — делает вывод аналитик Commerzbank Ральф Солвин.