В последнее время специалистам нашего бюро при защите интересов своих клиентов часто приходилось сталкиваться с совершаемым под прикрытием деловых и рыночных отношений обманом. Подавляющая часть случаев такого скрытого обмана имела место или при покупке товаров в рассрочку, или при заказе услуг, оплата которых предусмотрена только после оказания услуги. При этом покупатели (заказчики) нередко потом извиняются за неуплату, ссылаясь на экономические трудности, хотя их истинной целью с самого начала была намеренная попытка обмануть. Ниже мы рассмотрим, каким образом распознать и установить совершение преступления, классифицируемого как мошенничество.
По вполне понятным причинам, в условиях экономического спада честные коммерсанты, боясь потерять потенциального покупателя, заинтересованы в том, чтобы продать свой товар как можно большему количеству поставщиков, пускай и в рассрочку. Опасаясь конкуренции, продавцы также соглашаются оказывать услуги на условиях, что оплата за них будет произведена только лишь после оказания услуги. Такой ситуацией с успехом пользуются нечестные коммерсанты, с самого начала заинтересованные не в покупке товара или услуги, а в том, чтобы не заплатить за них.
Часто в условиях кризиса запланированный обман пытаются прикрыть маской
трудного экономического положения. Поэтому клиенты часто спрашивают у
нас, когда и в каком случае есть основания говорить о преднамеренном
мошенничестве, а когда о том, что деловой партнер действительно попал в
трудную ситуацию и просто не в состоянии выполнить свои обязательства.
Ответ таков, что различить попытку обмана и реальные трудности уплаты,
обусловленные условиями кризиса, часто бывает довольно сложно. Чтобы
установить факт мошенничества, необходимо выяснить намерение
заказчика товара или услуги в момент совершения сделки. Иными словами, о
совершении обмана можно говорить только в том случае, если покупатель
товара в рассрочку изначально не намеревался платить за покупаемый товар
или если получатель услуги изначально не намеревался платить за нее.
При наличии всех признаков состава виновного деяния (принадлежность к
составу, противоправность и вина) это наказуемо в понимании части 1
статьи 209 Пенитенциарного кодекса как мошенничество. И напротив, если у
заказчика отсутствовало соответствующее намерение, то совершение
обмана исключено и при неуплате за товар или услугу невозможно говорить о
совершении преступления.
Следовательно, в ситуации, когда покупатель (заказчик) уже получил товар или услугу, но не заплатил за них, необходимо задним числом установить его готовность к оплате и/или платежеспособность в момент заключения сделки. Если будет установлено, что у покупателя (заказчика) уже до совершения сделки не было намерения выполнить условия сделки, и при передаче товара или оказании услуги потерпевший обманным путем был введен в заблуждение в отношении готовности клиента заплатить и/или его платежеспособности, то мы имеем дело с обманом.
При обнаружении подобного рода обманов проблематичным оказывается прежде всего установление фактических обстоятельств, на основании которых можно было бы оценить в прошлом платежеспособность/готовность к оплате лица, совершившего обман. Важно, чтобы это были обстоятельства, которые сформировали или определили решение пострадавшего сделать имущественное распоряжение, то есть являлись бы причинными обстоятельствами в отношении получения материальной выгоды (см. дополнительно пункт 13 решения Коллегии по уголовным делам Государственного суда № 3-1-1-98-09 от 26 ноября 2009 г.).
Для определения задним числом платежеспособности, несомненно, помогут все данные, позволяющие установить экономическое положение лица в момент совершения сделки. Такими данными, например, могут быть сообщения кредитных и государственных учреждений (например, Налогово-Таможенного департамента) о платежеспособности заказчика, показатели отчетов коммерческого товарищества за хозяйственный год и бухгалтерских отчетов, задолженности заказчика в момент совершения сделки перед третьими лицами, оценки экономического положения заказчика и устойчивости его предприятия в прошлом кредитными учреждениями и так далее. Все названные обстоятельства позволяют оценить, был ли покупатель (заказчик) в момент совершения сделки платежеспособен, или есть основания говорить о совершении мошенничества.
Установление готовности к оплате несколько сложнее, поскольку в этом случае имеет значение, какова была воля лица в момент совершения сделки. При установлении отсутствия готовности к оплате и совершения обмана важную роль играют переговоры, предшествующие заключению договора, а также позднейшее поведение покупателя (заказчика), например поведение должника при общении с кредитором, избегание им общения с кредитором, невыполнение договоренностей об оплате, использование подставных лиц при заключении договора и так далее.
Только после установления платежеспособности и/или готовности к уплате
можно оценить, каково было истинное намерение покупателя (заказчика)
при покупке товара в рассрочку или при заказе услуги в ситуации, когда
оплата за купленный товар или оказанную услугу так и не была
произведена. При наличии обстоятельств, указывающих на обман,
обоснованной будет подача заявления о преступлении в полицию для
установления признаков состава преступления, классифицируемого как
мошенничество.
С учетом всего вышеприведенного, в условиях экономического спада
рекомендуется время от времени следить за экономическим положением
постоянных деловых партнеров и сразу же выяснять платежеспособность
новых клиентов. При наличии сомнений следует поинтересоваться
документами, подтверждающими платежеспособность клиента, или установить
при заключении договора предоставление гарантий, предусмотренных
законом. Продажа товара в рассрочку или оказание услуги в ситуации,
когда платежеспособность делового партнера окончательно не ясна, может
обойтись гораздо дороже, чем потеря потенциального клиента при
выяснении его платежеспособности.
присяжный адвокат,