Хотя роль промышленного сектора в экономике и его значимость как работодателя с годами постоянно уменьшались, 20% от ВВП Эстонии по-прежнему создается на промышленных предприятиях, и они дают работу приблизительно 130 000 человек, что составляет пятую часть от работающего населения, пишет в своем обзоре макроэкономист SEB Михкель Нестор, по словам которого на основании опубликованных в понедельник данных по объемам промышленного производства за июнь можно делать выводы в отношении первого полугодия.
В общих чертах два первых квартала нынешнего года для промышленности в целом выдались одинаково неважными: если в I квартале объем промышленной продукции уменьшился на 2,2%, то во II квартале – на 2%. При этом на 0,5% уменьшился и объем производства в обрабатывающей промышленности, причиной чему стал спад объемов производства именно в течение первых месяцев года.
Снижение объема промышленной продукции в значительной степени связано с сильным спадом в отдельных секторах. На протяжении всего полугодия на индекс объема промышленной продукции отрицательное влияние оказывал снизившийся на 30% объем производства в горнодобывающем секторе, что, в свою очередь, обусловлено трудностями в сланцевой промышленности. При этом спад объема производства в сланцевой промышленности за последние месяцы увеличился и в июне достиг 65%.
По той же причине на треть снизился и объем производства топливных масел. Хотя оказывающая направляющее влияние на цену на сланец нефть к середине июня подорожала на непродолжительное время до 50 долларов за баррель, в последние дни её цена снова снизилась до 40 долларов.
Для конкурентоспособности сланцевой промышленности новый виток спада, бесспорно, стал ударом. Вторая отрасль, в обоих кварталах заметно повлиявшая на спад объема промышленного производства, – это ремонт машин и оборудования. Масштабные работы в этом секторе связаны с ремонтом судов и железнодорожного подвижного состава. Сложные отношения с Россией и уменьшение объемов транзитной торговли заставляют предприятия, работающие в этой отрасли, быть бережливыми.
Наиболее заметное влияние на спад объема промышленной продукции в первом квартале оказала электронная промышленность, которая наряду с деревообработкой является главной в Эстонии отраслью с точки зрения объемов производства. Во втором квартале резкий спад приостановился. В значительной степени причина различия кроется в результатах прошлого года, когда объем производства в отрасли был выше обычного уровня.
Доминирующее предприятие данного сектора сообщило в своем квартальном обзоре, что в 2016 году продажи существенно снизились, более слабые результаты ожидаются также во втором полугодии. В химической и пищевой промышленности спад во II квартале, напротив, усугубился. Плотная конкуренция и ограниченные сроками хранения возможности экспорта усложняют нахождение источников роста. Решение России продлить действие эмбарго на продукты питания с Запада до конца 2017 года закрывает экспортный рынок с наибольшим потенциалом на длительное время. Радуют только низкие закупочные цены на многие виды сырья, особенно на молоко.
Как и в прошлом году, промышленность держится на плаву за счет деревообрабатывающей и мебельной промышленности. В деревообрабатывающем секторе объем производства увеличился в первом полугодии на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в мебельной промышленности – на 7%. Хорошие результаты этих секторов поддерживал мощный рост экспорта, прежде всего, в Германию и Швецию, однако удалось нарастить объемы рынка также, к примеру, в Голландии и Финляндии.
Среди крупнейших секторов хорошие результаты продемонстрировало также производство электрического оборудования, где объем производства вырос в I полугодии на 9%. Существенный вклад в объем промышленного производства внесла также текстильная промышленность, объем производства продукции в которой вырос на целых 20%.
Надежду на более радужную перспективу промышленного сектора дает увеличение экспорта. Если в первом квартале индекс экспорта промышленной продукции снизился еще на 5%, то во втором квартале экспорт продукции вырос на один процент. Экспорт быстро вырос, к примеру, в производстве электрического оборудования и в текстильной промышленности. В июне в промышленности добавилось значительное количество новых заказов, однако в апреле-мае объем новых заказов был по сравнению с прошлым годом в минусе. Причина роста заказов в июне крылась, в основном, в электронной промышленности.
Как и в прошлом году, спад в промышленном секторе не ухудшил результатов предприятий розничной торговли. В первом полугодии среднемесячный рост доходов от реализации предприятий розничной торговли превысил 7%, а без учета продаж и обслуживания моторных автотранспортных средств, достиг 6%. Полугодие выдалось крайне удачным именно в сфере обслуживания автотранспортных средств, объемы продаж в которой превысили объемы аналогичного периода прошлого года почти на 30%. Хорошо шла также продажа автомобилей и прочих моторных транспортных средств.
В других отраслях розничной торговли наиболее существенный рост имел место в области продажи медицинских и косметических товаров, а также в магазинах, торгующих предметами повторного использования и одеждой.
Хорошие результаты розничной торговли поддерживают высокая занятость и быстрый рост зарплат, который, несмотря на неуверенность во многих важных секторах экономики, никак не хочет сбавлять темпы. На данный момент работодателям удается шагать в ногу с ростом зарплат, однако если существующие до сих пор тенденции сохранятся, предприятия начнут не гнуться, как они это делали до сих пор, а ломаться.