„Следует отметить, что половина руководителей предприятий пищевой промышленности прогнозируют в этом году повышение рентабельности и 35% ожидают, что рентабельность останется на том же уровне, что и в прошлом году“, – сказал Артур Леэмет, руководитель сектора пищевой промышленности Swedbank. Повысить рентабельность планируется с помощью инвестиций в повышение эффективности производства. Например, в механизацию производственных линий и в повышение их энергоэффективности. В меньшей мере инвестиции пойдут на наращивание мощностей.
Если в этом году роста оборота ожидают 70% ответивших на вопросы Swedbank, то годом ранее эта цифра составляла 78%, а в 2013 году – целых 93%. „В среднем ожидается однопроцентный рост доходов от продаж, что не очень много, однако в свете российских санкций это неплохой ожидающийся показатель, – дал оценку Артур Леэмет. – Чувство уверенности промышленников за последние три года уменьшилось, однако большая работа была проделана в прежние годы, а, следовательно, сравнительная база довольно велика. Продолжить с теми же позициями и торговым оборотом – в целом неплохой вариант. Так мы можем заложить прочную базу для будущего устойчивого развития“, – отметил Леэмет.
„Только что введённый Россией запрет на ввоз рыбной продукции из Эстонии и Латвии в целом окажет незначительное влияние на нашу пищевую промышленность“, – прокомментировал эту новость Леэмет. По его словам, рыбные изделия составили лишь полпроцента от экспортированных в Россию в 2014 году пищевых продуктов. Если добавить к этому замороженную рыбу и прочую продукцию, связанную с рыбой, то эта доля по сравнению со всем экспортом составит почти 2,4%. „Для отдельных же предприятий рыбного сектора эта новость стала неприятностью. Особенно для тех, у кого основным внешним рынком была Россия и другие страны СНГ. Однако хорошо зная исторический опыт рыбопромышленников и их смекалку в преодолении подобных проблем, особенно беспокоиться не приходится“, – считает Леэмет.
Из проведённого Swedbank опроса следует, что в части роста доли экспорта пищевики скорее демонстрируют осторожность. „Больше всего экспортёров беспокоят слабый внешний спрос и сильная конкуренция. Ожидается, что доля экспорта пищевых продуктов сохранится на уровне примерно 35%. Будут эксперименты с выходом на новые рынки и даже с продажей продукции под общим брендом“, – сказал Леэмет. Основные целевые государства в чьём направлении идёт работа – это традиционные Финляндия, Швеция, Латвия, к которым добавились Дания и Германия.
Для пищевой промышленности нехватка рабочих рук – не столь острая проблема, как для других отраслей промышленности. По словам Артура Леэмета, нехватку рабочей силы ощущают 28% предприятий пищевой промышленности, что является самым низким показателем по сравнению с другими сферами. Острее всего ощущается дефицит специалистов, а в сельской местности – также рабочих низкой квалификации. „Рост расходов на рабочую силу прогнозируют 69% производителей пищевой продукции, однако очень большого роста зарплат не планируется. В 2015 году предполагается скромный 3,4%-ный рост зарплат, который близок к среднему показателю в промышленном секторе (3,9%)“, – пояснил Артур Леэмет.
Swedbank весной этого года провёл исследование мнений относительно оборота, объёмов производства и планов инвестирования почти на 300 промышленных предприятиях Эстонии.