Поясняю, что в § 11 Закона о трудовом договоре (Töölepingu seadus, далее – TLS) регулируются преддоговорные переговоры и определяется характер тех данных, которые работодатель может потребовать у работника до приступления к работе или при заключении трудового договора.
Работодатель не может на преддоговорных переговорах или при подготовке заключения трудового договора иным способом, в том числе в объявлениях о приеме на работу или на собеседовании относительно работы, требовать от желающего поступить на работу предоставления сведений, к которым у него отсутствует оправданный интерес (ч. 1 § 11 TLS). Отсутствие оправданного интереса работодателя предполагается в случае вопросов, которые непропорционально затрагивают частную жизнь желающего поступить на работу или которые не связаны с пригодностью для предлагаемого рабочего места (ч. 2 § 11 TLS).
Работодатель не имеет права требовать информации о планировании семьи, религиозных или политических взглядах, сексуальной ориентации, убеждениях, увлечениях и т.п. При представлении подобного вопроса работодатель должен обосновать, почему он задает этот вопрос и как он связан с работой. Например, вопрос о религиозных взглядах может быть оправдан, если нужен работник в религиозное или политическое объединение.
При возникновении спора бремя доказывания оправданного интереса лежит на работодателе. Согласно ч. 4 § 14 Закона об обязательственном праве (Võlaõigusseadus, далее – VÕS), если желающему поступить на работу или работодателю при участии в преддоговорных переговорах стали известны обстоятельства, не подлежащие разглашению, то они не вправе, независимо от заключения или незаключения договора, разглашать эти обстоятельства другим лицам и использовать их недобросовестно в своих интересах.
На преддоговорных переговорах следует также принимать во внимание установленные в § 14 VÕS требования, на основании которых стороны должны:
- в разумных пределах учитывать интересы и права друг друга;
- представлять только достоверные сведения;
- уведомить другую сторону обо всех обстоятельствах, к которым другая сторона имеет с учетом цели договора очевидный существенный интерес, за исключением обстоятельств, уведомления о которых другая сторона не может разумно ожидать. Очевидным существенным интересом в случае трудового договора является, например, физическая выносливость, если она является одним из условий выполнения работы, или наличие болезни, если ее проявление на рабочем месте может привести к угрозе для других работников и лиц, и т.д.
Если при преддоговорных переговорах стороны не приходят к согласию, то из переговоров не вытекает для них правовых последствий. Лица не могут вести переговоры недобросовестно, в первую очередь без желания заключить договор, а также недобросовестно прерывать переговоры (ч. 3 § 14 VÕS).
Поясняю, трудовой инспектор-юрист не имеет компетенции оценивать содержание обстоятельств договора. Обстоятельство, имеет ли работодатель оправданный интерес к содержащимся в декларации об экономических интересах сведениям, оценивают стороны трудового договора. В случае возникновения спора между сторонами вопрос решает комиссия по трудовым спорам.