20.05.2024 Понедельник

Вячеслав Леэдо: мне сказали - плати два миллиона, или тебе предъявят обвинение

В пятницу, 17 мая, в Пярнуском уездном суде бизнесмен Вячеслав Леэдо, обвиняемый в сознательном нанесении вреда имущественному положению предприятия Saaremaa Laevakompanii (SLK), заявил, что он видел обвинение по своему уголовному делу примерно за месяц до его предъявления, и с него требовали два миллиона евро, чтобы это обвинение не было предъявлено.
Вячеслав Леэдо: мне сказали - плати два миллиона, или тебе предъявят обвинение
Вячеслав Леэдо: мне сказали - плати два миллиона, или тебе предъявят обвинение Фото: RUP

В ходе перекрестного допроса Леэдо рассказал суду, что текст обвинительного заключения ему показали на Вильяндиском шоссе и что в тексте вместо имен были крестики: "Сказали: Плати два миллиона, или тебе предъявят обвинение ", пишет Rus.Postimees.

Бывший судовладелец добавил, что, когда месяц спустя ему официально предъявили обвинение, в тексте заключения не было ничего нового. "Слово в слово тот же текст, который я уже видел", - продолжил он.

Леэдо не сказал, кто показал ему текст обвинительного заключения за месяц до предъявления обвинения, но во время перекрестного допроса в Пярнуском уездном суде в пятницу он неоднократно упоминал, что его бывший деловой партнер по судоходству между материком и крупными островами Олав Мийл был недоволен условиями прекращения бизнеса и считал, что Леэдо должен заплатить ему на несколько миллионов больше.

По словам бывшего судовладельца, когда стало ясно, что Saaremaa Laevakompanii не продолжит перевозки между крупными островами, и этим будет заниматься Таллиннский порт, он сразу же начал переговоры об условиях прекращения судоходного бизнеса со своими деловыми партнерами Ричардом Томинга и Олавом Мийлом.

"Мы начали переговоры за пару лет до прекращения судоходного бизнеса, чтобы расстаться мирно. Мы изучили, кто какие расходы понес, и какие ожидания у сторон. В итоге было составлено большое толстое Release agreement (англ. соглашение о расторжении - прим. ред.). Когда мы стали его подписывать, Мийл внезапно сказал, что у него нервы не выдерживают, и убежал. Через полчаса он вернулся и поставил цифровую подпись. Мы поставили подписи на бумаге, но его место осталось пустым, вместо этого была цифровая подпись", - рассказал Леэдо.

По словам бизнесмена, в какой-то момент его партнер Мийл решил, что все-таки хотел бы получить больше денег: "Он сказал, что хочет получить два-три миллиона. У Мийла большой опыт в подобных спорах, и я подумал, что мы должны поддерживать мирную атмосферу и разрешить ситуацию так, чтобы все были довольны. Я обратился к адвокату Айвару Пильву, который посчитал, что мы должны поговорить и обсудить этот вопрос со сторонами. В 2018 году мы уже почти достигли какого-то соглашения, как вдруг от адвоката Мийла пришло письмо, в котором говорилось, что назначено время у нотариуса и, мол, приходите подписывать, хотя соглашения на тот момент мы еще не достигли. В письме также было сказано, что если мы не придем к нотариусу, то они начнут судебное разбирательство. Конечно, мы не пошли подписывать. Тогда началась эта история, которая продолжается до сих пор".

Вячеслав Леэдо ранее уже заявлял прессе, что за уголовным делом против него стоит его бывший деловой партнер Олав Мийл. В 2019 году он сказал Saarte Hääl, что за уголовным делом против него стоит Мийл, использующий метод истощения. Сам Мийл отверг эти обвинения. "Я и вправду однажды подал заявление о банкротстве, потому что недополучил там деньги, этим все и ограничилось. В отношении прочего велось расследование, видимо, тогда и нашли что-то", - сказал он в интервью Äripäev в 2019 году.

В пятницу на перекрестном допросе Леэдо заявил, что эстонским судам следует отдать должное, поскольку значительная часть исков к нему компаний, связанных с Олавом Мийлом, была признана необоснованной.

Связанные с Олавом Мийлом компании-банкроты, OÜ Dagenhart, OÜ Paxton Assets и OÜ Reyna Trade, первоначально подали гражданские иски на 26,3 миллиона евро в качестве потерпевших по уголовному делу Леэдо. Однако 13 апреля 2022 года суд принял к рассмотрению иски на сумму 9,1 миллиона евро.

23 ноября прошлого года OÜ Dagenhart и OÜ Paxton Assets полностью отказались от своих гражданских исков. Решением уездного суда от 15 января этого года на рассмотрении осталось только требование OÜ Reyna Trade на сумму 405 913 евро. Это составляет 1,5 процента от суммы гражданских исков, поданных в начале 2022 года.

Леедо заявил суду, что некоторые из сомнительных сделок с принадлежащими ему компаниями были совершены потому, что он опасался враждебного поглощения своих предприятий его деловым партнером Олавом Мийлом. Последний присоединился к Леэдо в судоходном бизнесе, когда Вячеслав заказал на норвежской верфи три новых парома: Saaremaa, Hiiumaa и Muhumaa. Сделка стоимостью около 90 миллионов евро финансировалась с участием Ричарда Томинга, владельца компании Arco Vara, занимающейся недвижимостью. Однако из-за мирового финансового кризиса 2008 года средств Томинга оказалось недостаточно, и в качестве делового партнера был привлечен бизнесмен в сфере недвижимости и акционер EfTEN Capital Олав Мийл.

По словам бывшего судовладельца, он до сих пор благодарен Мийлу за то, что тот помог судоходному бизнесу своими деньгами, и что их сотрудничество было отличным вплоть до 2016 года. "Мы хорошо ладили как бизнес-партнеры, иногда выпивали по пиву. Я и сейчас не держу на него зла", - добавил бизнесмен.

"Я был удивлен, когда услышал, как Мийл рассказывал в суде о том, что Saaremaa Laevakompanii намеревалась обмануть государство с налогом с оборота (НСО). Это была чистая ложь, у меня есть доказательства. Он сам предложил не платить НСО государству, а позволить компании обанкротиться и разделить деньги. Это составило бы где-то 600 000-700 000 евро. Я отказался", - продолжил Леэдо.

Он объяснил, что когда Олав Мийл вошел с судоходный бизнес, было достигнуто соглашение о том, что все выплаты из компании будут осуществляться только с подписью трех сторон для обеспечения консенсуса. Поэтому вместо того, чтобы платить НСО через посреднические компании, созданные с партнерами Олавом Миилом и Ричардом Томингасом, а он хотел делать выплаты напрямую в Налогово-таможенный департамент. "Мы с присяжным адвокатом Айваром Пильвом ходили в департамент, чтобы обсудить такую возможность. Там нам сказали, что лучше так не делать, потому что в случае банкротства компании конкурсный управляющий может потребовать вернуть уплаченные деньги. Я решил не платить НСО, пока не будет найдено решение с налоговым органом", - рассказал Вячеслав.

Одна из частей обвинения касается сделки с акциями, проведенной в 2016 году между Saaremaa Laevakompanii и Holostovi Kinnisvarahalduse AS.

В обвинительном заключении говорится, что в январе 2016 года Леэдо поручил Виикмаа, члену наблюдательного совета Saaremaa Laevakompanii, осуществить сделку с Holostovi Kinnisvarahalduse AS, компанией, принадлежащей Леэдо. Цель сделки заключалась в переводе остатка денег с банковского счета Saaremaa Laevakompanii на счет Holostovi Kinnisvarahalduse AS.

В апреле 2016 года Леэдо увеличил акционерный капитал Holostovi Kinnisvarahalduse на 12 новых акций на сумму 5,2 миллиона евро. По словам прокурора, в результате сделки единственные ликвидные средства Saaremaa Laevakompanii, то есть деньги, были обменены на совершенно неликвидные акции, продажа или реализация которых практически невозможны.

Вячеслав пояснил, что он как бизнесмен не мог позволить, чтобы деньги просто лежали без дела и обесценивались из-за инфляции. В то время у него в Таллинне был проект строительства трех многоквартирных домов с фирмой Compakt Kinnisvara: "Я решил использовать свои деньги для проекта, а не брать кредит. Для меня неважно, какая это компания, все они мои. Выпуск акций казался самым правильным решением. Saaremaa Laevakompanii также получила гарантию, что если у них возникнут обязательства перед кредиторами, они смогут получить деньги".

"Пять миллионов евро лежали без дела, брать кредит для проекта недвижимости казалось гораздо хуже. Совет директоров судоходной компании потребовал от меня, как от представителя Holostovi Kinnisvarahaldus, гарантии, и он ее получил. В годовом отчете компании также указано, что Holostovi Kinnisvarahaldus гарантирует финансовую помощь Saaremaa Laevakompanii в случае возникновения трудностей", - добавил Леэдо.

На заседании в пятницу, 17 мая, прокурор и защитник спросили о нескольких сделках, в которых активы перемещались между компаниями Вячеслава Леэдо, а также поинтересовались, имеются ли решения советов этих компаний по данным сделкам. Обвиняемый выразил мнение, что такие решения, вероятно, существуют, но он не проявлял к ним интереса, так как его распоряжения как собственника компании являются обязательными для исполнения или же совет должен дать объяснения, почему распоряжения не могут быть выполнены.

Один из эпизодов уголовного дела Леэдо касается подделки гарантийного письма. В обвинении говорится, что 9 марта 2018 года Янно Саар, юрист предприятия SLK, в Курессааре составил поддельное гарантийное письмо, датированное 27 марта 2006 года. Поддельным документом Saaremaa Laevakompanii гарантировала выполнение обязательств предшественника Holostovi Kinnisvara AS, компании AS Saare Finants, перед OÜ Narva-Line. На основании документа SLK приняла обязательство на сумму 300 миллионов крон и готовность выплатить требуемую сумму в течение пяти дней на указанный AS Saare Finants счет. Янно Саар распечатал поддельное гарантийное письмо на принтере и представил его для подписания Тынису Рихвку и Грете Кундратс. Рихвк и Кундратс подписали документ как члены правления Saaremaa Laevakompanii в период с 9 по 21 марта 2018 года. Грете Кундратс на тот момент уже не входила в состав правления SLK, но в указанную дату в 2006 году она еще была членом правления, говорится в обвинении.

Помимо этого, в обвинительном заключении сказано, что поддельный документ предоставил Holostovi Kinnisvarahalduse AS как правопреемнику AS Saare Finants право предъявить требование к Saaremaa Laevakompanii. Все упомянутые компании принадлежат Вячеславу Леэдо.

Во время перекрестного допроса адвокат Леэдо Элмер Муна спросил своего клиента, давал ли он указания Рихвку и Кундратс подделать гарантийное письмо.

"Это было бы очень странно, если бы руководитель дал подчиненному указание что-то подделать, - ответил обвиняемый. - Такого не может быть. Это было бы то же самое, если бы собственник пришел и взял наличные из кассы предприятия, тогда все бы начали так делать. Разумеется, я не давал указаний подделывать гарантийное письмо". Вячеслав Леэдо. Автор: ERR

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

BANNER MAKEET KONFERENCE255
430824810 430800019636154 7356040320163199917 n255

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!