29.05.2015 Пятница

Отчет о человеческом развитии Эстонии указал на обилие иерархических ловушек

Одной из самых отличительных характеристик, посредством которых текущее положение страны описывается в новом отчете о человеческом развитии Эстонии является метафора ловушки.  Различные упомянутые в отчете ловушки характеризуют неспособность улучшить свою позицию в социальной иерархии, пишет главный редактор отчета Райво Ветик.
Райво Ветик. главный редактор отчета о человеческом развитии Эстонии
Райво Ветик. главный редактор отчета о человеческом развитии Эстонии Фото: PM

«Одно из самых характерных для нынешнего отчета слов — это метафора ловушки, - пишет Ветик в послесловии. - Внимательный читатель найдет здесь ловушку средней зарплаты, ловушку государства благосостояния, ловушку стеклянного потолка, ловушку бедности, ловушку высшего образования, ловушку рутины и прочее. Может сложиться впечатление, будто социальное пространство Эстонии состоит из окружающих нас со всех стороны и установленных именно для нас ловушек».

Ветик отмечает, что большая часть этих ловушек сводится к одному и тому же явлению — слабой обратной связи социальной системы. «Попадание в ловушку обозначает неспособность индивида или группы улучшить свою позицию в социальной иерархии несмотря на любые усилия», - пишет он.

Ветик отмечает, что, например, жертвой ловушки средней зарплаты является в целом экономика Эстонии, чей путь к следующим ступеням международной цепочки ценности очень и очень тернист. Сравнительно низкая позиция экономики Эстонии в международной цепочке ценности за последнее десятилетие во многом осталась той же.

«Изменения в экономической структуре не повысили производительность в намеченном масштабе и тормозят возможности решения внутригосударственных социальных проблем, - пишет Ветик. - Так, Эстония по-прежнему тратит на социальную защиту одного жителя менее 40% аналогичной средней суммы ЕС. Ставка социальной отверженности не сократилась в Эстонии за последнее десятилетие, в группу риска отверженности входит четверть населения».

Ветик пишет, что одной из характерных особенностей социальных ловушек является их реляционность, которая особенно ярко проявляется в области миграции: если из одного места уезжают, то в другое приезжают, если одна страна теряет эмигранта, то другая получает иммигранта.

«Миграция является причиной других взаимно усиляющих социальных ловушек. Так, например, Эстония выделяется на международном уровне тем, что лучшее образование не является гарантией лучшей заработной платы», - пишет Ветик. Он добавляет, что наряду с другими факторами причиной иммиграции является ловушка высшего образования: среди иммигрантов преобладают люди с высшим образованием, которые в меньших регионах не находят сооветствующую их уровню образования работу. При эмиграции большинство эстонцев ожидает ловушка требующих низкого уровня образования рабочих мест, где часто приходится выполнять не соответствующую образованию работу.

«Самые серьезные ловушки системы образования связаны с русскоязычным школьным образованием», - пишет Ветик. Он отмечает, что особенно начало перехода на обучение на эстонском языке только в гимназической ступени привело к проблемам, которых можно было избежать. «В результате возникла так называемая ловушка стеклянного потолка, заключающаяся в неспособности русскоязычной молодежи занимать на рынке труда равные с эстонцами места», - пишет Ветик.
«Реформа русской школы и сфера интеграции в целом напрямую связаны с вопросами государственной безопасности Эстонии», - пишет Ветик. Он указывает на то, что при сохранении нынешних тенденций в будущем более половины населения городов Ида-Вирумаа может состоять из граждан России.

По его мнению, Эстония нуждается в гораздо более эффективной политике интеграции, которая фокусировалась бы на действиях, объединяющих население Эстонии и укрепляющих их государственную идентичность. Ветик также задался вопросом: не была бы эффективность затрат на политику безопасности Эстонии выше, если бы часть бюджета расходов на оборону шла на интеграцию общества?

«Ловушка средней зарплаты хотя бы в одном отношении похожа на мышеловку — ни та, ни другая не предназначены для того, чтобы выпускать жертву, а только для того, чтобы удерживать ее внутри. Выбраться из ловушки хочет только мышь, остальные стороны стремятся скорее к прочности силка», - пишет Ветик.
«Мы не должны относиться к неолиберальному канону как дареному коню, в зубы которому не смотрят. Этот канон последовательно призывает нас вертеться, словно белка в колесе, и в тех ситуациях, где это бесполезно», - пишет Ветик.

Он отметил, что одно только затягивание поясов не поможет выбраться с нижайшей позиции цепочки ценностей, нужен качественный скачок. «Если в случае возникающей на межгосударственном уровне ловушки средней зарплаты мы как один занимаем сторону мыши, не стоит ли нам занять ту же позицию и при осмыслении внутригосударственных иерархических ловушек, то есть интерпретации социальных проблем и с точки зрения слабой стороны в иерархии?» - пишет Ветик.

В этом году исполняется 20 лет первому отчету о человеческом развитии Эстонии, с 2007 года отчет выпускает фонд Eesti Koostöö Kogu. В отчете за этот год 310 страниц.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!