- Йорген, в интервью IFAC News в августе прошлого года, когда Вы стали первым независимым председателем Совета по международным стандартам бухгалтерской этики, вы заявили, что у Совета четко определенная роль в плане реагирования на финансовый кризис, в особенности там, где речь идет о восстановлении репутации профессии. С самого кризиса регуляторы и политики активно искали пути улучшения качества аудита, в том числе меры повышения прозрачности аудиторского процесса и дальнейшей защиты независимости аудитора. В то же время мы продолжаем оставаться свидетелями большого числа профессионально обставленных финансовых хищений в отдельных юрисдикциях. Некоторые говорили, что финансовый кризис привел к кризису доверия к бухгалтерской профессии. Как именно может Кодекс этики для профессиональных бухгалтеров от IESBA (или просто «Кодекс») помочь с восстановлением этого доверия?
Да, хотя эту профессию и не критиковали в той же степени, в какой критиковали рейтинговые агентства и банки в связи с финансовым кризисом, на нее, конечно же, не смотрят с той же приязнью, что и пять лет назад, и впереди еще много работы. Чего люди вне IFAC могут и не знать, так это того, что профессиональные бухгалтеры в основной своей массе остаются преданными жестким этическим требованиям: Кодекс содержит полные, проработанные международные правила и руководства для профессиональных бухгалтеров. Однако некоторые бухгалтеры предпочитают им не следовать, и здесь возникает проблема. Относительно небольшое их число совершает преступления, но о них все слышат в новостях, и в конце концов это вредит не только тем, кто был непосредственно вовлечен, но и всей профессии в целом.
- Что можно сделать по этому поводу?
Повышая всеобщую осведомленность о существовании Кодекса и продолжая разрабатывать надежные, разумные решения, мы надеемся, что широкая общественность в конечном итоге поймет, что профессиональные бухгалтеры стараются действовать в соответствии с этикой и общественными интересами, а жулики составляют лишь небольшое число бухгалтеров.
В некоторых юрисдикциях этические требования Кодекса были вписаны в закон и регулирование. Однако есть и другие причины следовать ему, не имеющие отношения к законодательным требованиям. Ведь это в интересах всех профессиональных бухгалтеров – представителей одной и той же уважаемой и пользующейся высоким доверием профессии – поддерживать репутацию этой профессии. Конечно, всегда будут трудности – в виде давления со стороны менеджмента или в виде соблазна легкой финансовой наживы – и захочется нарушить правила. Кодекс содержит в себе руководства, как профессиональным бухгалтерам действовать в таких ситуациях. Мы думаем, что они сделают правильный выбор. Еще одной весомой причиной для аудиторских компаний и профессиональных аудиторов заставлять себя следовать Кодексу является тот факт, что тем самым они повышают последовательность оказания услуг, в результате полностью отвечая ожиданиям своих клиентов и работодателей.
- Как может в этом помочь Кодекс?
Будучи сборников глобальных стандартов, Кодекс создает всеми признанный уровень последовательного этического поведения профессиональных бухгалтеров во всем мире. Клиенты и работодатели совершенно правильно ожидают, что профессиональные бухгалтеры в выполнении своих обязанностей будут действовать целостно и объективно, демонстрировать необходимые компетенции, надлежащую осторожность, профессиональное поведение, соблюдать принцип неразглашения. Этические стандарты помогут им понять ожидания клиентов и работодателей – следовательно, еще лучше оказывать им услуги.
- Согласны ли Вы с тем, что некоторые из недавних, прогремевших в новостях бухгалтерских скандалов – как, например, с японским Olympus или ERA Mining Machinery Ltd в Китае – породили некачественные стандарты этики?
Прежде всего, должен заметить, что я, безусловно, не владею полной информацией по тем случаям, о которых Вы говорите. Больше всего информации поступает из СМИ. Однако если даже источники новостей имеют высокую репутацию, некоторые факты они могут представить неправильно, либо неполно отразить событие. Хотя может сложиться впечатление, что слабая этика сыграла свою роль, все же, я думаю, это будет чрезмерным упрощением всего случившегося – говорить, что все эти скандалы имели основной причиной неспособность профессиональных бухгалтеров четко следовать правилам этики. Полная идентификация всех причин потребует глубокого понимания фактов и обстоятельств, всей сложности того, что произошло. В то же время, нет никаких сомнений в том, что эти случаи повредили положению профессии в отдельных странах. Но еще важнее различать юридическую и этическую стороны: скандалы обычно гремят в новостях прежде всего потому, что возникают подозрения в нелегальной деятельности, однако нелегальная деятельность сама по себе уже подразумевает крайнюю неэтичность.
- Считаете ли Вы, что этика – это что-то такое, чему нельзя научить, но что должно наследоваться на индивидуальной основе?
Я думаю, большинство людей обладают персональным кодексом, которому они следуют, и он, вероятно, определяется их воспитанием, моральными принципами и верованиям, привитыми им в раннем возрасте. Я думаю, что этическое поведение является составной частью морального взросления человека, поэтому – да, отчасти это наследуется.
Однако кодексы и правила вообще помогают людям следовать этическим принципам, поощряя их действовать этически и направляя их в каждом конкретном случае. Кодекс от IESBA устанавливает фундаментальные принципы, концептуальные основы и специальные запреты. Все профессиональные бухгалтеры должны иметь представления о секциях Кодекса, наиболее близких их работе, которые будут для них максимально полезными, когда они лично столкнуться с вопросами этического плана.
- Можете ли Вы вкратце описать, что сегодня происходит в IESBA?
Не так давно мы выпустили финальные положения Кодекса, которые касаются конфликтов интересов и нарушений отдельных его правил, а также нового определения термина «проектная команда». Они вступают в силу в 2014 году.
Эти проекты внимательно отслеживались большим числом участников, в том числе из регулирующих инстанций, и я очень рад, что нам удалось наладить с ними продуктивные обсуждения через различные форумы. Мне также приятно, что мы эффективно скоординировали свои усилия с Советом по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB), представляя окончательный вариант определения проектной команды, поскольку этот наш проект имеет близкое отношение к работе IAASB над пересмотром его стандарта ISA 610 «Использование работы внутренних аудиторов».
Что касается нашей текущей работы, то на последнем заседании мы в первый раз обсудили самые значимые комментарии по нашей промежуточной версии руководства для аудиторов, которым необходимо реагировать, если у них есть подозрения об имеющих место нарушениях. Сегодня этот наш самый значимый проект. Конечно, наши респонденты указали на ряд проблем, которые необходимо решить. Мы будем систематично и с огромной отдачей работать со всеми полученными ответами, определяя для себя дальнейший путь.