Главная тема представленных изменений – продажа или передача актива между инвестором и совместным/ассоциированным предприятием. IASB в курсе непоследовательности соответствующих требований этих двух стандартов.
Так, IAS 28 сегодня требует, чтобы выгоды или потери в результате транзакции между компанией и ассоциированным/совместным предприятием признавались в финансовой отчетности только в масштабе доли владения независимого инвестора в совместном или ассоциированном предприятии. В то же время IFRS 10 требует полного признания прибылей или убытков, когда материнская компания контролирует дочернюю структуру. Тут определенно есть логический конфликт.
В результате предложенных изменений полный размер выгод или потерь будет признаваться тогда, когда в транзакции принимает участие отдельный бизнес (неважно, расположен ли он в дочерней организации или нет). А вот частичное признание выгод или потерь будет производиться тогда, когда в транзакции участвует актив, не представляющий собой отдельного бизнеса, даже если этот актив или активы находятся в дочерней организации.
В ходе работы над изменениями IASB обратился к базовым концептуальным основам IFRS 3 «Объединение бизнеса», который воспринимает получение либо потерю контроля в качестве существенного экономического события, служащего триггером для переоценки и признания выгод или потерь. Также разработчик поразмышлял над тем, нужно ли в полной мере признавать выгоды или потери от любой продажи/передачи актива между инвестором и ассоциированным предприятием. С концептуальной точки зрения такой подход поначалу представлялся самым правильным, однако в конечном итоге IASB пришел к выводу, что для узконаправленных изменений это слишком уж общая точка зрения. Поэтому полное признание потерь или выгод будет иметь место лишь в случае, если участвующий в транзакции актив представляет собой отдельный бизнес.
Изменения вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2016 года или позднее.