Так, президент Литвы Даля Грибаускайте, до 2009 года занимавшая должность еврокомиссара по финансовому планированию и бюджету, свое возмущение греками не скрывает. Недавно, когда Ципрас с улыбкой победителя на лице прошел мимо нее в Брюсселе, Грибаускайте не удержалась и нашла четкие слова для критики Греции. "Сегодня нам снова пообещали предоставить новые предложения по реформам. Но для Греции "сегодня" на самом деле означает "завтра". Однако в Европе больше не может быть никаких "завтра", - сказала Грибаускайте, использовав испанское слово "mañana"("завтра").
Такую бескомпромиссную критику автор статьи объясняет тем, что за последние 25 лет этим государствам, входившим в зону советского влияния с ее неэффективным и бюрократическим госуправлением, нерентабельной и неповоротливой экономикой, бедностью и изоляцией, дважды приходилось проходить через болезненные реформы. Тем не менее, всем им удалось провести реформы госуправления, упростить налоговую систему и приватизировать предприятия, хоть это и стоило рабочих мест сотням тысяч людей. И к началу 2000-х годов, повествует Ян Пуль, им удалось пожать плоды своих усилий: Эстония стала цитаделью IT-технологий, Латвия и Литва - перевалочными пунктами в торговле между Россией и скандинавскими странами, а Словакия обеспечила себе рост за счет иностранных инвестиций в автоиндустрию.
Сегодня бюджеты стран Балтии - одни из самых "здоровых" во всем ЕС, продолжает автор. Внешний долг Эстонии, к примеру, составляет всего около 10% от ее ВВП. Будучи членами еврозоны, все восточноевропейские государства платят взносы в Европейский стабилизационный механизм (ESM), а сейчас его средства планируется пустить на спасение страны, в которой средняя зарплата вдвое превышает таковую в Латвии, говорится в статье.
Подобная перспектива портит настроение многим. "Мы четыре месяца пытались решить проблему, - заявил министр финансов Словакии Петер Казимир. - Но, если кто-то обещает рай на земле и не может выполнить свое обещание, он не должен обвинять в этом других". В начале переговоров, начавшихся в Брюсселе на этой неделе, министр Казимир заявил, что Братислава воспримет списание долговых обязательств для Греции как "красную черту".