Настоящее имя этого трейдера, как сообщается в публикации, Бруно Майкл Иксил, и является он сотрудником крупнейшего по размеру активов в США банка J.P.Morgan Chase. Кроме «Лондонского кита» за Иксилем закрепились также прозвища «Белый кит» и «Волдеморт» (по аналогии с главным злодеем книг про Гарри Поттера).
Внешне Иксил скромняга и преданный семьянин, актомобилю Порше он предпочитает еженедельные поездки поездом из Лондона в Париж, где проживает его семья. С другой стороны, это человек весьма самонадеянный и не стесняющийся сравнивать себя с Христом, способным пройти по воде, как посуху.
Через неделю после выхода первой статьи J.P.Morgan Chase опубликовал итоги своей финансовой деятельности за первый квартал, а когда на последовавшей пресс-конференции аналитики поинтересовались у исполнительного директора банка Джеймса Даймона, как он прокомментирует завышенные ставки Иксила, Даймон назвал медийные отклики на них бурей в стакане.
10 мая, тем не менее, выяснилось, что масштаб этой «бури в стакане» оценивается в два миллиарда долларов. Именно о таком размере убытков от торгов сообщил банк тогда по окончании биржевого дня.
В задачу возглавляемой Иксилом фирмы Chief Investment Office (CIO), суть деятельности которой аналитики пока до конца не поняли, является защита банка от спадов экономики и рынков. В начале текущего года CIO заняла позитивную позицию в отношении рынков и начала агрессивно продавать деривативы CDS (Credit Default Swaps), являющиеся страховкой от неплатежеспособности предприятий. В апреле цена CDS начала стремительно расти, что и привело к огромным банковским потерям.
По данным анонимного, но сведущего источника, убытки от сделки составили 2,3 миллиарда долларов, накапливаться они начали со второй половины апреля и в первые недели мая (в среднем по 153 миллиона долларов в день), достигая в иные дни суммы в 200 миллионов долларов. Размер портфеля ценных бумаг CIO оценивается в 374 миллиарда долларов и составляет 15% от объема активов банка J.P.Morgan Chase.
Однако двухмиллиардные потери в перспективе могут превратиться в прибыль. На пресс-конференции Даймон заверил аналитиков, что, несмотря на убыточность торгов, в текущем квартале банк за вычетом налогов заработал около четырех миллиардов долларов прибыли. А в первом квартале текущего года прибыль банка составила 5,38 миллиарда долларов.
Убытки от торгов подрывают престиж банка, который в 2008 году преодолел кризис значительно легче своих конкурентов. Он был единственным из крупных банков, кому удалось выйти из кризиса без потерь. Исполнительный директор банка Джеймс Даймон известен как один из лучших управляющих рисками. Что же касается Иксила, то его действия на бирже ни в коем случае не афера, а простая человеческая ошибка, допущенная при оценке рисков. Как сказал исполнительный директор, был нарушен принцип Даймона, при этом он, правда, не пояснил, что представляет собой этот принцип.
Сам Даймон активней и громче других критиковал в Конгрессе США так называемый законопроект Уолкера, запрещающий, помимо всего прочего, торговать собственными активами банка, приобретать или инвестировать в рисковые фонды и фирмы с частным капиталом, а также ограничивающий обязательства для крупнейших банков. Законопроект получил свое название по имени бывшего главы Федерального резерва США Пола Уолкера, которого в феврале 2009 года президент Барак Обама назначил главой своего совета по экономике. Уолкеру принадлежит также идея банковской реформы, призванная сократить сопутствующие нынешней банковской системе риски. В настоящее время законопроект дорабатывается. В силу он должен вступить 21 июля.
Тынис Оя,
биржевой аналитик,
профи-блог NASDAQ OMX Tallinn
Опубликовано в Профи-блоге RUP.ee