Ни ЕС и США, ни Россия в этот раз не руководствовались при введении торговых санкций входящими в юрисдикцию ВТО нормами, означающими ограничения в интересах здравоохранения, окружающей среды, качества, пищевой безопасности или — что бывает редко — религиозных соображений. В этот раз обе стороны в качестве аргумента сослались на государственную безопасность, пишет Уйбопуу.
Так, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) содержит оговорку, позволяющую ограничивать торговлю в интересах государственной безопасности, если само государство находится в опасности, либо речь идет о кризисе в международных отношениях. Имеем ли мы сейчас дело с кризисом и подпадают ли санкции западных стран под эту оговорку, ВТО предпочла бы не выяснять, поскольку этим следовало бы заниматься скорее ООН.
Введение санкций на продовольственные товары подпадает под другое генеральное соглашение по торговле, которое не содержит оговорок о государственной безопасности. «Таким образом, на основе генерального соглашения по торговле ВТО сложно установить ограничения на импорт товаров, ссылаясь на интересы государственной безопасности. У ВТО отсутствует соответствующий опыт», - пишет Уйбопуу.