В переданном BNS комментарии он отметил, что рост оборота корпоративного сектора в этом году постепенно замедлялся, достигнув 5% в третьем квартале. Однако, учитывая ухудшение внешней среды, это все еще относительно хороший результат.
“Около двух третей общего оборота бизнес-сектора пришлись только на две отрасли - обрабатывающую промышленность и торговлю, в то время как сокращение производства энергии было основным тормозом роста. Корпоративные расходы росли быстрее, чем товарооборот из-за быстрого роста стоимости рабочей силы. В течение года рост стоимости рабочей силы опережал рост оборота предприятий, а ее доля в обороте достигла самого высокого уровня за последние девять лет", - сообщил Мертсина.
В то же время рентабельность компаний (доля прибыли в обороте) снижалась в течение шести лет подряд. Снижение рентабельности означает, что у компаний остается меньше пространства для ошибок управления. Замедление роста оборота в условиях очень быстрого роста затрат на рабочую силу делает компании уязвимыми, сокращая их инвестиционные возможности. Замедление экономического роста должно ослабить напряженность на рынке труда и, следовательно, притормозить рост затрат на рабочую силу.
Хотя в третьем квартале корпоративные инвестиции росли более медленными темпами (12%), чем в предыдущие два квартала, рост остается большим. По отраслям инвестиции увеличились больше всего в транспортном секторе и в лесном хозяйстве, но строительство, водоснабжение и оптовая торговля также показали сильный рост.
Корпоративные инвестиции быстро росли в течение пяти кварталов подряд, и в этом году их доля в обороте сектора поднялась до самого высокого уровня за последние пять лет.
Хотя корпоративные инвестиции в машины и оборудование в течение последних трех лет были значительными, их доля в структуре инвестиций сократилась.
“Однако именно дополнительные инвестиции в машины и оборудование способны помочь компаниям повысить производительность, а также справиться с дефицитом рабочей силы и ростом ее стоимости. Инвестиции оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и рентабельность компаний. А низкие процентные ставки должны способствовать росту инвестиций”, - высказал свое мнение аналитик.
К сожалению, рост производительности зависит не только от того, насколько хорошие инвестиционные решения принимаются компаниями и насколько хорошо они управляются, но и от спроса. Наряду с замедлением роста оборота в этом году замедлился и рост производительности.
“В то же время промышленные предприятия Эстонии пока нуждаются в слишком большой численности работников. Бизнес-модель компаний не может быть построена только на дополнительных объемах. Акцент должен быть сделан на повышении эффективности”, - добавил Мертсина.