14.12.2015 Понедельник

Почему и как Европейский союз регулирует экономики государств?

Европейский союз, выходя из экономического и финансового кризиса и приняв во внимание полученные из него уроки, провел существенные реформы правил управления и координации экономики: было одобрено два пакета новых правовых актов Европейского союза по вопросам управления экономикой и ратифицировано фискальное соглашение.

Танел Стейнберг, заместитель руководителя отдела фискальной политики
Танел Стейнберг, заместитель руководителя отдела фискальной политики Фото: Министерство финансов

В целях практической реализации этих правил был внедрена новая ежегодная процедура, получившая название «Европейский семестр», в ходе которого Европейская комиссия и Совет Европейского союза, состоящий из министров государств – членов Сообщества, проводят анализ бюджетной и экономической политики этих стран, предоставляют странам соответствующие рекомендации и дают оценку исполнения этих рекомендаций.

Европейская комиссия открывает Европейский семестр публикацией в ноябре (в нынешнем году это произошло 18 ноября) годового анализа экономического роста (Annual Growth Survey, AGS) и отчета механизма выявления нарушений (Alert Mechanism Report, AMR).
В анализе экономического роста дается обзор экономической политики в целом с акцентом на то, что можно сделать на уровне как государств, так и всего Европейского союза в целом, чтобы еще больше сфокусировать внимание на увеличении потенциала экономического роста и занятости населения.

На основе анализа экономического роста на саммите руководителей стран Европейского союза в марте формулируются основные направления экономической политики, которые берутся во внимание странами-участницами при разработке национальных программ (программы стабильности и конвергенции, национальные программы реформ, такие как «Эстония 2020») и предоставляются ими в апреле.
Отчет механизма выявления нарушений, в свою очередь, запускает процедуру макроэкономического дисбаланса (Macroeconomic Imbalance Procedure, MIP). Эта процедура была создана для того, чтобы выявить и соответственно отреагировать на дисбалансы, которые могут препятствовать эффективному функционированию экономик стран – членов Европейского союза или еврозоны.

Комиссия основывается в этом отчете на данных таблицы индикаторов, характеризующих показатели макроэкономики и рынков труда, и решает на основе экономического толкования этих показателей, имеется ли основание для составления в отношении конкретной страны углубленного анализа (In-depth Review, IDR). Целью углубленного анализа является выяснение того, имеет ли место у страны бюджетный дисбаланс, и если да, то каков его размер, является ли он избыточным. При наличии избыточного дисбаланса Комиссия имеет право начать в отношении данной страны еврозоны производство, целью которого является ужесточение надзора и ликвидация с помощью программ коррекции чрезмерного дисбаланса.

В первый год применения процедур по макроэкономическому дисбалансу, то есть в 2013 году, была детально проанализирована ситуация в 12 странах-участницах, где было установлено наличие дисбаланса. В 2014 году Комиссия составила 17 IDR, из которых в 14 случаях установлено наличие дисбаланса. В отношении Дании, Мальты и Люксембурга Комиссия пришла к заключению, что дисбалансы были достаточно снижены или что их нет в значении процедуры MIP. Но при проведении углубленного анализа в 2015 году обнаружилось, что во всех 16 более детально проанализированных странах имеется дисбаланс.

Комиссия классифицирует дисбалансы в соответствии с их серьезностью и существенностью, при этом такие дисбалансы, которые могут привести к запуску процедуры коррекции чрезмерных дисбалансов, в течение этих лет ни в одной стране обнаружены не были. На основе углубленных анализов в 2015 году установлено, что чрезмерные дисбалансы, которые требуют срочной и резолютивной политической реакции, наличествуют в Болгарии, Франции, Хорватии, Италии и Португалии. Дисбалансы, не являющиеся чрезмерными, но требующие внимательного отслеживания и серьезного политического реагирования, установлены в экономиках Испании, Ирландии и Словении. Дисбалансы Германии и Венгрии также нуждаются, согласно углубленному анализу, в решительном вмешательстве.

В отношении Бельгии, Голландии, Румынии, Швеции, Финляндии и Великобритании Комиссия обнаружила дисбалансы, которые требуют дальнейшего мониторинга и направленной на корректировки политики.

При этом уместно спросить, почему при общем улучшении экономической ситуации число стран, включаемых в процедуру, не уменьшается, а наоборот? Одной из причин этого является характер и скорость проходящей адаптации – улучшение показателей, конечно, происходит (дефицит по счету текущих операций уменьшился везде, также улучшилась конкурентоспособность по затратам), но высокий уровень задолженности частного и правительственного секторов, а также внешних обязательств по-прежнему остается сдерживающим развитие фактором, и в этой части адаптация требует времени. В число рассматриваемых стран добавились в последние годы такие, чьи дефициты по счету текущих операций резко выросли (Германия и Голландия). Помимо этого, причиной пребывания многих стран в рассматриваемой процедуре является также то, что выход из процедуры требует, в свою очередь, проведения нового углубленного анализа, на основе которого можно сделать вывод о том, что дисбаланс снизился.

Следующим по времени шагом является составление в феврале Комиссией рапортов, где подробно анализируется экономическая ситуация страны, а также составленные в соответствии с рапортом механизма выявления нарушений углубленные анализы. Представленные там выводы и рекомендации также являются основанием для составления национальных программ и для реагирования соответствующими политическими методами на указанные проблемы.

На основании предшествовавших анализов и презентаций национальных программ Комиссия представляет в мае предложения по рекомендациям разным странам, в которых содержатся мероприятия, направленные на решение структурных и фискальных проблем этих стран в ближайшей перспективе (во временном фокусе – ближайшие 12–18 месяцев). Странам, где на основании углубленного анализа MIP установлено наличие дисбаланса, даются дополнительные рекомендации по применению политических мер, направленных на его уменьшение.

Рекомендации утверждаются летом состоящим из министров стран-участниц Советом Европейского союза, они предусмотрены в качестве основания для составления бюджетов этих стран на следующий год. Например, Эстонии было дано весной 2015 года три рекомендации. Одна из них – это совет придерживаться установленной для себя на среднесрочный период бюджетной цели (удерживать бюджет правительственного сектора как минимум в структурном равновесии), а две другие рекомендации относятся к сфере рынка труда – с одной стороны, рекомендовано увеличить занятость на рынке труда (в числе прочего путем проведения реформы трудовой занятости), и с другой стороны – улучшить участие в профессиональном образовании и обучении, а также обеспечить их большее соответствие потребностям рынка труда.

Для стран – членов еврозоны с 2013 года действует скоординированная бюджетная программа, согласно которой аналогично представляемым весной стабилизационным программам эти страны представляют (к 15 октября каждого года) свои национальные бюджетные проекты, одобренные правительством и представляемые в парламенты, вкупе со сделанными в них решениями по обеспечению баланса правительственного сектора.

Комиссия анализирует их соответствие требованиям Пакта стабильности и роста, а затем европейская группа, состоящая из министров финансов стран – членов еврозоны, обсуждает бюджетные программы стран-участниц и финансовую ситуацию страны в еврозоне.

Вопрос специалисту!

  Задай вопрос

Предложения

Уважаемый читатель, наша цель - сделать именно тот журнал, который вам нравится. Сообщите нам о интересующих вас темах и документах, которые вы хотели бы найти здесь. Давайте работать вместе!