Нынешняя система способствует раннему выходу на пенсию, в результате чего углубляется дефицит пенсионного страхования. Систему же обязательной накопительной пенсии следовало бы применять таким образом, который привел бы к достижению (положительных) результатов и создал действующую конкуренцию между фондами II пенсионной ступени.
Расходы на государственное пенсионное страхование превысят в 2014 году доходы от налогов примерно на 363 миллиона евро, и, согласно стратегии госбюджета, в 2017 году дефицит достигнет 474 миллионов евро. Пенсионные расходы составили в 2013 году в общей сложности 1,61 млрд евро, то есть около 21% госбюджета.
С целью обеспечения устойчивости пенсионной системы государству необходимо как можно скорее принять решение о необходимых мерах. Хотя государство приняло решение повысить к 2016 году общий пенсионный возраст до 65 лет, дальнейших шагов по обеспечению устойчивости пенсионной системы не сделано.
В 2019 году планируется проанализировать применение автоматических механизмов приспособления. Автоматические механизмы приспособления дают возможность приспособить пенсионную систему к условленным статистическим показателям: например, можно связать возраст выхода на пенсию с ожидаемой продолжительностью жизни или поставить размер пенсии в зависимость от числа пенсионеров. По оценке Госконтроля, имеет смысл применить автоматические механизмы приспособления и в Эстонии, но соответствующий анализ провести раньше, уже в 2016 году. Это позволит начать общественную дискуссию для нахождения наилучшего решения, а также даст время для привыкания к системе.
Нынешняя пенсионная система не обеспечивает того, чтобы люди работали хотя бы до возраста выхода на пенсию по старости. Аудит Госконтроля показал, что в среднем на пенсию выходят в 59,6 лет, и со временем этот возраст существенно не изменился. Если учесть также пенсионеров по нетрудоспособности и потере кормильца, то на пенсию выходят в среднем в 52 года. Раннему выходу на пенсию способствуют, в числе прочего, разумные специальные пенсионные схемы, которые позволяют выходить на пенсию до достижения пенсионного возраста. На досрочную пенсию можно выйти на три года раньше пенсионного возраста, и аудит показал, что в основном этот вариант выбирают те, кто до выхода на пенсию был безработным или пенсионером по нетрудоспособности. Эти люди должны были бы получать помощь через систему поддержки безработных или нетрудоспособных, но по причине несовершенства этих систем проблемы и расходы переносятся на систему пенсионного страхования.
Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости на льготных условиях предусмотрены для работников определенных должностей, труд которых в начале 1990-х годов считался вредным для здоровья. Хотя условия труда за многие годы сильно изменились, до сих пор не изучено, является ли до сих пор обоснованной выплата представителям этих профессий спецпенсий. Анализ Госконтроля показал, что здоровье этих людей не было хуже, чем у других людей их возраста и что среди них не было больше инвалидов и/или пенсионеров по нетрудоспособности. Преобладающее число тех, кто начинал получать спецпенсию, параллельно продолжало работать. Подобная же ситуация наблюдается и в связи со спецпенсиями, которые были введены в общественном секторе также около двадцати лет назад, чтобы обеспечить в условиях низких зарплат независимость работников определенных профессий. Хотя спецпенсия за работу по многим профессиям больше не выплачивается, она сохранилась, например, у служащих полиции и пограничной охраны, а также у военнослужащих.
Госконтроль порекомендовал министрам рассмотреть возможность:
- отменить досрочную пенсию, спецпенсии, пенсии за выслугу лет и пенсии по старости на льготных условиях,
- при необходимости заменить специальные пенсионные схемы для части профессий эффективными личными средствами защиты, предложить реабилитационные услуги, компенсировать их более высокой зарплатой и пр.,
- предложить в заключительной фазе карьеры возможность параллельно с работой участвовать в государственном дополнительном обучении и переобучении.
Следует сократить разницу между ожиданиями и реальностью в части II пенсионной ступени. Хотя основная цель фондов II ступени заключается в том, чтобы увеличить покупательную способность денег накопителей пенсии, согласно анализам, которые проводило Министерство финансов, нынешняя реальная доходность фондов II ступени в среднем близка к нулю. Слабая конкуренция между фондами привела к ситуации, в которой доходность фондов невелика, инвестиции проводятся пассивно, а платы за управление высокие.
II ступень пенсионного страхования еще не достигла и других целей, поставленных при создании системы обязательного пенсионного страхования. Фонды II ступени мало влияли на развитие экономики Эстонии и финансовых рынков. Обязательная накопительная пенсия не уменьшила влияния сиюминутных политических факторов на пенсионную систему и не рассеяла в заметной степени риски пенсионной системы.