Роль адвоката
При том, что зачастую к адвокату обращаются слишком поздно, то есть тогда, когда спор уже перешел в стадию судебного рассмотрения, я лично убежден, что адвокат на каждой стадии производства должен оценивать возможность разумного компромисса и указывать на такую возможность своему клиенту. Действительно компетентный адвокат никогда не должен воспринимать судебное дело как личное и не пытаться, как говорится, «сделать» противника. Клиент, в свою очередь, должен внимательно относиться к словам адвоката и понимать, что его аргументированный совет о примирении не есть проявление неуверенности со стороны адвоката, а обдуманное стратегическое решение.
Примеры из практики
Приведу два наглядных примера из недавней практики – удачный и неудачный.
Неудачный исход дела. В деле о возмещении вреда, рассматривавшемся в зарубежном арбитражном суде, позиция клиента оценивалась нами как перспективная, но, учитывая непонятно благожелательное отношение судьи к позиции второй стороны, которая была его соотечественником, мы рекомендовали своему клиенту все же пойти на примирение. Предложение противной стороны хоть и было невыгодным с экономической точки зрения, но тем не менее казалось более-менее разумным. По эмоциональным причинам клиент отказался от примирения. В конечном итоге суд взыскал с него сумму, троекратно превышающую сумму примирительного предложения.
Удачный исход дела. По делу о выполнении договора к адвокату обратился человек, иск которого в суде уже полтора года представлял другой адвокат. Как это часто случается, поначалу в ходе иска клиент требовал через суд больше, чем реально хотел получить. Нанятый адвокат, видимо, поощрял его к этому. Спор превратился в дуэль двух оскорбленных, при этом реальный интерес сторон отодвинулся на задний план. Просмотрев внимательно дело, мы рекомендовали клиенту пойти на примирение и согласиться на досудебное предложение противоположной стороны (которое в действительности отвечало истинным интересам клиента). Поначалу приняв наше предложение за неуверенность, клиент после подробного обсуждения и всесторонней оценки согласился на предложение противоположной стороны. В результате клиент получил то, что реально хотел получить, то же, что он надеялся получить дополнительно, ушло на оплату адвоката-предшественника, что, собственно говоря, и сделало этот спор экономически невыгодным, причем он был бы еще более невыгодным, если бы клиент продолжал отстаивать свою первоначальную точку зрения в суде и дальше.
В суд обращайтесь только из экономического интереса
За отдельными исключениями (например, нарушение обязанности неразглашения конфиденциальной информации или нарушение запрета на конкуренцию) в связи с коммерческими спорами в суд следует обращаться исключительно из экономического интереса и только тогда, когда сумма вероятного примирения значительно уступает реальной сумме вреда или иному «реальному» интересу. Обиды суд не возмещает. В прежние времена обиды возмещались на дуэлях, которыми распоряжались секунданты, и если одна из сторон теряла оружие или падала, спор прекращался. Времена изменились, и уже по уголовному кодексу 1935 года дуэли карались тюремным заключением до года. Теперь же, когда обиды пытаются возместить в суде, упавшей или потерявшей оружие стороне негде искать помощи.
Эрки Вабаметс,
партнер/ присяжный адвокат,
адвокатское бюро Tamme Otsmann Ruus Vabamets
Опубликовано на RUP.ee