Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, поясняет журналист Майкл С.Розенуолд.
"Боюсь, что наша манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на нас, когда нам нужно более глубоко обрабатывать прочитанное", - говорит Марианн Вулф, когнитивный нейролог из Университета Тафтса, один из ведущих специалистов по механизмам чтения в мире.
Важно разобраться, чем именно различаются чтение в сети и на бумаге. По некоторым сведениям, текст на бумаге легче усваивается. Звучат опасения, что у маленьких детей, которые легко управляются с электронными гаджетами, может забуксовать развитие навыков вдумчивого чтения.
"Головной мозг пластичен на всем протяжении своей жизни, - говорит Вулф. - Мозг постоянно адаптируется".
В прошлом году Вулф обнаружила, что ее мозг адаптировался не так, как бы ей хотелось. Просидев весь день в Интернете и просмотрев сотни электронных писем, она раскрыла "Игру в бисер" Германа Гессе - и обнаружила, что читать не может.
"Пробраться через первую страницу - это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее - перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя", - рассказывает Вулф.
Головной мозг изначально не был предназначен для чтения, но с появлением письменности адаптировался к этой задаче, поясняет автор. Пока не появился Интернет, чтение было преимущественно линейным - страница за страницей.
В Интернете все иначе. "Поскольку там повсюду масса информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов, наш мозг ищет "короткие пути" - просматривает страницы по диагонали, вычленяет ключевые слова, быстро прокручивает текст вверх и вниз. Это нелинейное чтение", - говорится в статье.
Ученые полагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. Когда садишься почитать роман, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись "привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам", поясняет журналист Эндрю Диллон (Техасский университет). "Мы вступили в новую эру информационного поведения и начинаем наблюдать ее последствия", - добавляет он.
31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Оказывается, он просеивал текст в поисках конкретных моментов, совсем как выискивает ключевые факты на работе. "Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов", - жалуется Эмброз.
47-летний Рамеш Куруп обнаружил, что ему вообще трудно читать длинные сложноподчиненные предложения в книгах Джорджа Элиота, Пруста и тому подобных. В Интернете фразы обычно короче, а дополнительная информация содержится в гиперссылках, говорится в статье.
Вулф подтверждает: многие современные студенты в США не способны читать классику XIX-XX века - "то ли не хотят, то ли не могут иметь дело со сложным синтаксисом и построением фраз".
Вулф сетует, что современные люди утрачивают сложный синтаксис, а ведь это "отражение наших запутанных мыслей". "Боюсь, мы утратим способность выражать сложные мысли или читать сложную прозу".
В 2012 году в Израиле был проведен эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идет легче, сообщает корреспондент.
Ученые отмечают, что оба способа чтения имеют свои плюсы, и мозг в потенциале может освоить оба.
Вулф советует одновременно учить детей "медленному чтению" бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Свой мозг она тоже тренирует: заставила себя все-таки прочесть "Игру в бисер". "Я потратила две недели, но к концу второй недели более-менее выздоровела и смогла получить удовольствие от чтения".