В то время как по всему миру идет бурное обсуждение этого
международного документа, эстонская пресса особого интереса к нему не
проявляет. Почему? Возможно, потому что название документа как бы
указывает на контрафакт и пиратство, связанные с сугубо материальными
товарами . Возможно, что так. Но столь узкая трактовка договора не
соответствует реальному масштабу затронутых в нем проблем. Документ
охватывает всю сферу интеллектуальной собственности (начиная от
музыкальных произведений и заканчивая изобретениями), криминализирует
целый ряд деяний, связанных с нарушением авторских прав, а также
предусматривает многочисленные меры, ставящие под угрозу
неприкосновенность частной жизни, свободу слова и право свободного
использования произведений.
Защита интеллектуальной собственности бесспорно является важным для
общества делом , однако ее нельзя ставить выше защиты таких основных
прав человека как неприкосновенность частной жизни, свобода мнений,
защита личных данных, а также выше презумпции невиновности и судебной
защиты. Именно по этой причине на договор должны обратить пристальное
внимание юристы, политики и СМИ Эстонии.
Права правообладателей важнее основных прав
То обстоятельство, что интересы правообладателей ставятся выше основных прав, не согласуется с конституционным правом Европы и Эстонии. Наглядным примером тому служит подпункт 2 § 27 АСТА, в соответствии с которым ограничение ответственности оказывающего интернет-услугу лица допустимо лишь в случае солного соблюдения интересов правообладателей (ограничение имеет целью устранить стимул для слежки за персональным трафиком в интернете, в законодательстве Эстонии это регулируется Законом об информационном обществе). Упомянутое положение договора подразумевает, что если интерес правообладателя соблюден не полностью, то поставщик серверного пространства, к примеру, для предприятия, обязан будет контролировать интернет трафик этого предприятия.
Непропорциональные наказания за малозначительные нарушения интеллектуальной собственности
Формулировки АСТА настолько расплывчаты, что допускают криминализацию даже малозначительных нарушений. Для начала в АСТА настолько расширено понятие «нарушения интеллектуальной собственности с коммерческой целью», что теперь под него можно подвести получение любых косвенных коммерческих или торговых преймуществ . Такая дефиниция потенциально ущемляет существующее право свободного пользования в личных целях. В результате страны, присоединившиеся к АСТА, могут столкнуться с широкой криминализацией такого рода нарушений интеллектуальной собственности.
Нечеткость формулировок договора косвенно может благоприятствовать появлению в правопорядке присоединившихся стран также иных наказаний некриминального характера, как например, наказаний по принципу three-strikes rule (отключение пользователя от интернета после третьего предупреждения). Этот принцип явно ограничит основные права и свободы частных лиц, а особенно защиту личных данных и неприкосновенность частной жизни, а также свободу выражения мнений. В Эстонии, как правило, интернет трафик предприятия с 500 работниками осуществляется через один IP-адрес. Если упомянутое выше наказание узаконят, то в случае, например, когда за скачивание музыки будет оказан один работник предприятия, то это повлечет за собой непропорционально и необоснованно тяжелые последствия для владельца IP-адреса
В заключение
Защита интеллектуальной собственности – дело неплохое и не предосудительное. Наоборот, дело это нужное. Но, как и при обеспечении защиты в любой другой специфической сфере , следует находить баланс с другими правами, прежде всего основными правами. Составители закулисно разработанного АСТА, который будет представлен на голосование в Европейском парламенте «так скоро, насколько возможно» , даже не пытались сбалансировать права на интеллектуальную собственность с такими основными правами, касающимися всего общества, как право свободно выражать мнения, иметь доступ к информации, а также неприкосновенность частной жизни. Это обстоятельство должно заставить задуматься всех!
Кармен Турк,
старший помощник присяжного адвоката,
адвокатское бюро Tamme Otsmann Ruus Vabamets
Опубликовано на RUP.ee